Анализ рынка услуг горячего водоснабжения и рынке услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области по итогам 2010-2011гг.

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг горячего водоснабжения и рынке услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области по итогам 2010-2011гг.

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг горячего водоснабжения и рынке услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее Порядок проведения анализа) во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, с целью установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке услуг горячего водоснабжения и рынке услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении МУП МО «поселок Ола» «Ола-Электротеплосеть» (далее МУП «ОЭТС») по признакам нарушения пунктов 1, 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от МУП «ОЭТС», Администрации муниципального образования «Поселок Ола», ООО «МиРемонта», приобретателей товаров, а также данные иных источников информации.

II. Предмет исследования

Предметом рассмотрения данного исследования являются товарные рынки, связанные с предоставлением услуг горячего водоснабжения и услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области

Анализ рынков выполняется в отношении горячего водоснабжения и приборов учета горячей воды (счетчиков горячей воды).

Справочно:

Основным видом деятельности МУП «ОЭТС» в период 2010-2011гг. являлось производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области. Приказом Магаданского УФАС России от 24.03.2011 № 01-12/28/49 МУП «ОЭТС» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%.... по товарной группе «производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)» в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Ольского района Магаданской области с долей более 50%.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесены, в.т.ч. деятельности по передаче тепловой энергии, по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Согласно пункту 4.7 Порядка проведения анализа в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям)

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом цели исследования рынка, и в соответствии с требованиями раздела II Порядка проведения анализа – 2010-2011гг.

Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка проведения анализа все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, а также на основе заявлений приобретателей товара, договора МУП «ОЭТС» «на приемку приборов учета горячей воды», направленного в адрес г-ки Витушинской О.В., актов, счет-фактур, квитанций, чеков МУП «ОЭТС», выставленных приобретателям товара.

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в части вступивших в законную силу статей), Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам»), Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), Приказ Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», Приказ Минпромторга РФ от 21.01.2011 № 57 «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии», Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936, а также технические акты: ГОСТ Р 51593-2000 «Вода питьевая. Отбор проб», ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества», СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно эпидемиологические правила и нормативы», др. технические акты.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, услуге горячего водоснабжения соответствует раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», подраздел ЕА «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», класс 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подкласс 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)», группа 40.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

Согласно предмету договора «на приемку прибора учета горячей воды», направленного в адрес г-ки Витушинской О.В. МУП «ОЭТС» «обязуется по заданию Заказчика оказать услугу по приемке прибора учета горячей воды в жилом помещении, принадлежащем Заказчику на праве собственности».

Согласно заявлениям приобретателей товара (услуги) в адрес МУП «ОЭТС» установлено, что Заказчики просят «опломбировать прибор горячей воды» либо «принять в работу прибор учета по горячей воде».

Согласно актам допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя МУП «ОЭТС», представленным управлению при рассмотрении дела, предприятие устанавливает, что «Водомер Г.В.С. соответствует правилам учета тепловой энергии. На основании изложенного, узел учета тепловой энергии допускается в эксплуатацию и пломбируется».

Согласно анализу представленных предприятием квитанций с приложением чеков, счет-фактур, выставленных приобретателям услуги в 2010-2011гг. установлено: по квитанциям – основанием оплаты являются «технические условия»; по счет-фактурам – «опломбировка приборов учета расхода горячей воды».

Согласно письму МУП «ОЭТС» от 12.04.2012 № 1-4/1333 установлено, что в платежных документах под названием услуги «тех. условие» следует понимать «услугу по приемке приборов учета».

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по горячему водоснабжению и по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды лицензированию не подлежат.

На основании вышеуказанного анализа предварительно продуктовые границы рынка определяются как оказание услуг горячего водоснабжения и услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды.

При выявлении свойств товара определяющих выбор покупателя анализировалось функциональное назначение товара (услуги), в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства.

Функциональным назначением горячего водоснабжения для покупателей является снабжение горячей водой жилых, общественных и промышленных зданий для обеспечения коммунально-бытовых и технологических нужд покупателей.

Горячая вода – вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.

Согласно Приказу Минпромторга РФ от 21.01.2011 № 57 «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии» системы и приборы учета воды (счетчики воды) предназначены для измерения в жилых домах и зданиях, строениях, сооружениях организаций коммунального комплекса объема чистой холодной или горячей воды.

Счетчик воды – это техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды.

Счетчик воды должен обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.

Таким образом, функциональным назначением услуги по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды является цель ее потребления, как необходимой составляющей для осуществления расчетов за горячую воду по приборам учета.

Ввод прибора учета в эксплуатацию приборов учета не определен действующими нормативными правовыми актами в качестве самостоятельной услуги, при этом он осуществляется для целей ресурсоснабжения и ресурсосбережения.

Учитывая изложенное, действия, связанные с вводом приборов учета следует рассматривать на рынке услуг горячего водоснабжения.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

ОК 029-2007 предусматривает следующие виды деятельности в группе 40.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)»: подгруппу 40.30.1 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)»; подгруппу 40.30.2 «Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)»; подгруппу 40.30.3 «Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) – коммерческая деятельность организаций независимо от организационно-правовой формы по производству и продаже (поставке) тепловой энергии (мощности) на оптовый или розничные рынки для дальнейшего преобразования, передачи, распределения и продажи (поставки) потребителям.

Передача пара и горячей воды (тепловой энергии), теплоносителя – совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) – оказание коммерческим организациям независимо от организационно-правовой формы – субъектам оптового и розничных рынков услуг по поставке тепловой энергии потребителям по тепловым сетям.

Таким образом, производство пара и горячей воды (тепловой энергии), передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) не могут рассматриваться как взаимозаменяемыми товарами.

ОК 029-2007 предусматривает следующие виды деятельности в подгруппе 40.30.1 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)»: вид 40.30.11 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) тепловыми электростанциями»; 40.30.12 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) атомными электростанциями»; 40.30.13 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) прочими электростанциями и промышленными блок – станциями»; 40.30.14 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными».

Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) электростанциями, атомными электростанциями, прочими электростанциями и промышленными блок – станциями, котельными могут являться взаимозаменяемыми при наличии технологической инфраструктуры (сетей).

Деятельность по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды не взаимосвязана с другими видами деятельности, поскольку покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить приемку в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды другими услугами, так как нет иного способа обеспечить выполнение функционального назначения данной услуги.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей, пользующихся услугой по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды, о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

При выявлении взаимозаменяемых товаров использован метод «тест гипотетического монополиста», для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Готовы ли Вы заменить услугу по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды другой подобной услугой». В результате проведения «теста гипотетического монополиста» установлено, что приобретатели не готовы заменить услугу по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды другой подобной услугой, при этом замена на другой вид услуг не представляется возможной.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги горячего водоснабжения и услуги по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды

V. Определение географических границ товарного рынка

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено на основе информации о территории, на которой действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о территории, на которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

МУП «ОЭТС», являющийся объектом антимонопольного контроля, согласно уставу, утвержденному постановлением главы МО «Поселок Ола» от 08.06.2009 № 134 осуществляет, в том числе деятельность по выработке и предоставлению гражданам и юридическим лицам горячего водоснабжения; монтажу приборов учета горячей воды; эксплуатации, наладке приборов учета воды на территории муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области.

Согласно письму Администрации муниципального образования «поселок Ола» от 06.03.2012 на запрос Магаданского УФАС России от 05.03.2012 №01-9/582 «МУП «ОЭТС»» является единственной организацией на территории муниципального образования «поселок Ола», осуществляющей деятельность по теплоснабжению, горячему водоснабжению, приемке в эксплуатацию приборов учета горячей воды населению и хозяйствующим субъектам».

Согласно письму МУП «ОЭТС» от 02.04.2012 № 1-4/1174 на запрос Магаданского УФАС России от 23.03.2012 № 01-10/772, «МУП «ОЭТС» является единственной организацией по предоставлению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в поселке Ола Ольского района Магаданской области. Иные организации (конкуренты), которые предоставляют аналогичные услуги в поселке Ола, отсутствуют».

Предварительно географические границы товарного рынка определены территорий муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), следует учитывать следующее:

– теплоснабжение потребителей обеспечивается от котельной, расположенной на территории поселка Ола Ольского района Магаданской области и далее по тепловым сетям горячая вода распределяется до приобретателей: часть горячей воды идет на отопление помещений, часть воды – на горячее водоснабжение;

– приемка в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета горячей воды производится представителем энергоснабжающей организацией (МУП «ОЭТС») и осуществляется только при наличии прибора учета (счетчика) горячей воды.

Таким образом, бесперебойную подачу тепловой энергии в виде горячей воды возможно осуществить исключительно при наличии тепловых сетей, приемка в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета горячей воды осуществляется только законным представителем энергоснабжающей организации.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено сочетанием метода «теста гипотетического монополиста» и метода установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке с учетом особенностей предоставления рассматриваемых услуг, в частности наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей), и возможности приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

МУП «ОЭТС» является энергоснабжающей организацией, тепловые сети которого расположены на территории муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области.

Так как приборы учета (счетчики) горячей воды устанавливаются внутри помещений, следовательно, приобретатели, находящиеся на территории муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области имеют возможность приобрести услугу по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды на территории пролегания сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов или общественных и промышленных зданий с центральным водоснабжением, присоединенных к сетям теплоснабжения МУП «ОЭТС» (энергоснабжающей организации).

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» (для определения географических границ) выяснялось мнение приобретателей товара о географических границах рынка. Для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Являлось ли МУП «ОЭТС» в 2010-2011гг. в п. Ола для Вас единственно возможным предприятием, оказывающим приемку в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета горячей воды (если нет, укажите, кем и по какой фактически оказывалось опломбирование приборов учета горячей воды)». В результате проведения «теста гипотетического монополиста» установлено, что МУП «ОЭТС» для приобретателей являлось единственно возможным предприятием, оказывающим приемку в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета горячей воды.

Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области» утверждены границы муниципального образования «поселок Ола».

На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка услуг горячего водоснабжения и рынка услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды определены географическими границами муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Исходя из особенностей рынка услуг горячего водоснабжения и рынка услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды продавцами на указанных товарных рынках являются хозяйствующие субъекты, имеющие в собственности, в аренде либо ином законном праве тепловые трубопроводные сети.

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ, а также согласно информации представленной Администрацией муниципального образования «поселок Ола», МУП МО «поселок Ола» «Ола-Электротеплосеть» в 2010-2011гг. единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги горячего водоснабжения и услуги по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области названо следующее юридическое лицо (идентификация хозяйствующего субъекта (продавца):

МУП МО «поселок Ола» «Ола-Электротеплосеть» – ул. Каширина,4, п. Ола, Ольский район, Магаданская область, 685910, ИНН 4901008242.

Из ответа ООО «МиРемонта» (вх. от 14.03.2012 № 03/659) установлено, что ООО «МиРемонта» не является ресурсоснабжающей организацией и не предоставляет населению услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения в поселке Ола, включая опломбирование приборов учета горячей воды. Согласно уставу, утвержденному Протоколом общего собрания участников ООО «МиРемонта» № 2 от 01.09.2010, основными видами деятельности общества являются: производство общестроительных работ, в том числе монтажных, отделочных, штукатурных, столярных, плотничных, электромонтажных, изоляционных, земляных, сантехнических; предоставление услуг в этих областях, в том числе и аварийное обслуживание населения; удаление, транспортировка, обработка твердых бытовых отходов; вывоз негабаритного груза.

Приобретателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, расположенные на территории муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области, которым принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации. Регион продаж данного товара определен территорией муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области.

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка была использована информация, которая содержится в ответах МУП «ОЭТС», осуществлявшего горячее водоснабжение и услуги по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального «поселок Ола» Магаданской области по итогам 2010-2011гг.

Исходя из особенностей рынка услуг горячего водоснабжения и услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемых товарных рынках определен на основе объема поставок горячей воды и количества произведенных опломбировок приборов учета горячей воды в 2010-2011гг. соответственно в натуральном выражении приобретателям в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области.

Объем товарной массы и доли хозяйствующего субъекта за 2010-2011гг. в соответствующих границах представлены в нижеследующих таблицах №1, №2.

Таблица № 1

Объемы рынка услуг горячего водоснабжения и рынка услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области и доли хозяйствующего субъекта на указанных товарных рынках за 2010г.

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

2010 год

2010 год

Объем

рынка услуг горячего водоснабжения,

м3

Доля,

%

Объем

рынка услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды,

шт.

Доля,

%

МУП МО «поселок Ола» «Ола-Электротеплосеть»

 

100

 

100

Всего:

 

100

 

100

HHI

 

10 000

 

10 000

Таблица № 2

Объемы рынка услуг горячего водоснабжения и рынка услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области и доли хозяйствующего субъекта на указанных товарных рынках за 2011г.

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

2011 год

2011 год

Объем

рынка услуг горячего водоснабжения,

м3

Доля,

%

Объем

рынка услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды,

шт.

Доля,

%

МУП МО «поселок Ола» «Ола-Электротеплосеть»

 

100

 

100

Всего:

 

100

 

100

HHI

 

10 000

 

10 000

На рынке услуг горячего водоснабжения и рынке услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области в период 2010-2011гг. оказывал услуги один хозяйствующий субъект. Как видно из представленных данных продавцом на рынке услуг горячего водоснабжения и рынке услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области являлось МУП МО «поселок Ола» «Ола-Электротеплосеть» с долей за 2010г., 2011г. 100%, 100% соответственно.

Исходя из показателя индекса рыночной концентрации (HHI равными 10 000 за 2010г., 10 000 за 2011г.), рынок услуг горячего водоснабжения и рынок услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– экономические ограничения, связанные с отсутствием доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

– административные ограничения, связанные с возникновением препятствий в отведении земельных участков под строительство объектов коммунальной инфраструктуры (системы водоснабжения с целью подачи горячей воды потребителям);

– административные ограничения, связанные с безопасностью питьевой воды и необходимостью соблюдения стандартов и предъявляемых к качеству требованиям;

– административные ограничения, связанные с соблюдением обязательных требований при допуске в эксплуатацию (опломбировании) приборов учета потребителя;

– ограничение по спросу;

– отсутствие возможности расширить производственные мощности;

– высокая степень монополизации рынка.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

1. Изученный рынок услуг горячего водоснабжения и рынок услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области является высококонцентрированным из-за наличия труднопреодолимых барьеров входа новых участников. Рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

2. На рынке услуг горячего водоснабжения и рынке услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета горячей воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области по итогам 2010-2011гг. выявлены признаки наличия доминирующего положения МУП МО «поселок Ола» «Ола-Электротеплосеть» с долей более 50%.