Аналитический отчет по результатам анализа розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения

Анализ и оценка конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проведены отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 №66

 

Настоящее исследование проведено в соответствии:

- Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на  товарном рынке, утвержденным  приказом ФАС  России №220 от 28.04.2010  (далее – Порядок);

- методическими рекомендациями ФАС России;

- общими теоретическими понятиями в области фармацевтической деятельности;

- нормативными правовыми актами, регулирующими фармацевтическую деятельность хозяйствующих субъектов.

Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванном рынке  проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– уровня концентрации товарного рынка;

– барьеров входа на товарный рынок.

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3. Порядка.

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка при анализе состояния конкурентной среды на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались:

- сведения, полученные от юридических лиц - продавцов  товара (услуг);

- сведения Территориально органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Магаданской области.

 

  • Предмет исследования

Предметом данного исследования является  – определение состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Магаданской области.

Цели и задачи исследования:

- выявление круга участников рынка - розничных продавцов, покупателей,

-  сравнение объемов реализации продукции в  2010 г. с  2011г.;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) на рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Магаданской области;

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

 

  • Определение временного интервала исследования

Временной интервал исследования товарного рынка  с учетом целей исследования определен пунктом 2.2 раздела II Порядка, а так же заданием ФАС России.

Исследование рынка предполагает ретроспективный характер, а именно изучение  характеристик рынка, которые сложились до момента исследования в динамике за два года, таким образом, временной интервал исследования обозначен 2010-2011г.г.

 

  • Определение продуктовых границ рынка

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

предварительное определение товаров (услуг)

Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона                                    от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами,   их  отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона                 от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

  •  аптека готовых лекарственных форм;
  •  аптека производственная;
  •  аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.
  •  аптечный пункт;
  •  аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению,  потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы                и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы                       и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными                      и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

  • приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);
  • приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);
  • приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли  состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю. 

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению),                    а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей                  и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть  таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Согласно общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2007, КДЕС, Ред.1.1, от 01.01.2010)  «услуга розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами» определена разделом «G» -  оптовая и розничная торговля;  ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, классом – 52 - розничная торговля,  кроме   торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, подклассом – 52.3 розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами (группами: - 52.31; 52.32). 

На основании изложенного, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

 

  • Определение географических границ рынка

В соответствии с п. 4.1, 4.2 Порядка Магаданским УФАС России на основе информации о территории, на которой действуют хозяйствующие субъекты (продавцы и покупатели) были предварительно определены географические границы товарного рынка, а именно территория Магаданской области.

Предварительно определенные географические границы уточнялись теруправлением с учетом особенностей условий обращения услуг, выделялась группа покупателей по месту приобретения товаров, разрешенных к продаже                    в аптеках, расположенных на территориях - ограниченных муниципальными районами Магаданской области. Географические границы уточнялись с учетом особенностей размещения муниципальных образований в субъекте  Российской Федерации, фактических районов продаж, возможностей перемещения покупателей к продавцам и транспортных расходов.

Законом Магаданской области от 28.12.2004 N 511-ОЗ (ред. от 25.07.2012) "О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области" установлены  границы и статус муниципальных образований Магаданской области. Законом Магаданской области от 06.12.2004 № 489-ОЗ «О муниципальном образовании «Город Магадан» установлены границы муниципального образования «город Магадан».

По информации представленной хозяйствующими субъектами (продавцами товаров) потребители расположены практически во всех районах Магаданской области. На основании вышеизложенного географические границы рынка определены по фактическому потреблению: а именно муниципальными образованиями Магаданской области (г. Магадан, районы области).

 

  • Расчет объема товарно рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами  на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации.

Для определения емкости исследуемого рынка использована информация, полученная в ответ на запросы Магаданского УФАС России от хозяйствующих субъектов Магаданской области.

Расчет объема товарного рынка производится в стоимостном выражении (в тыс.руб., с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке                                     в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала. При этом в объем суммарной выручки включаются только доходы, полученные хозяйствующими субъектами                      от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения             и сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.

Рынок розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами  на территории г. Магадана

 

 

Наименование

хозяйствующего субъекта (количество аптек)

Объем розничной

 реализации, тыс.руб.

Доля, %

2010

2011

2010

2011

г.Магадан

  1. ООО «Ариком» (8)

 

 

18,7

22,3

  1. Группа лиц в составе:

 ООО «Фитофарм» (4)

 ИП Кузина Л.С. (1)

 ООО «Магаданская фармацевтическая компания» (1)

итого по группе лиц

 

 

 

 

 

 

 

14,9

 

 

 

 

 

15,2

  1. Группа лиц в составе:

- ИП Приображенская Л.В.

–ИП Приображенская Е.В. (7)

итого по группе лиц

 

 

 

 

 

13,7

 

 

 

15,8

  1. ОГУП «Магаданфармация» (3)

 

 

12,7

11,9

  1. ИП Астапенко Л.А. (9)

 

 

14,9

12,3

  1. МУП г. Магадана «Фармация» (3)

 

 

12,3

10,9

  1. МУП г. Магадана «Аптека № 77» (1)

 

 

2,9

2,9

  1. МУП «Аптека № 93» (1)

 

 

1,6

1,3

  1. ИП Лисовская Л.В. (1)

 

 

1,6

1,1

  1. ИП Зинатова Е.Н. (1)

 

 

1,1

0,8

  1. ООО «АРАН» (1)

 

 

1,0

0,8

  1. МУП «Аптека № 1» (1)

 

 

0,9

0,6

  1. МУП г.Магадана «Оптика» (1)

 

 

1,1

1,1

  1. ООО «Медицинский центр «Восточная медицина» (1)

 

 

0,8

0,8

  1. ИП Алексеева Л.А. (1)

 

 

0,3

0,2

  1. ФКУЗ «МСЧ УВД по Магаданской области» (1)

 

 

0,3

0,2

  1. ИП Щербакова Г.И. (1)

 

 

0

0,7

  1. ИП Евсеева Т.Б. (1)

 

 

0,8

1,0

Итого

 

 

100

100

СR-3

 

 

48,5

53,3

HHI

 

 

<2000

<2000

Ягоднинский район

  1. ООО «Вита» (1)

 

 

20,4

21,7

  1. ОГУП "Магаданфармация" Ягоднинский филиал (6)

 

 

 

72,7

 

72,6

  1. ИП Спирина Е.В. (1)

 

 

6,9

5,7

Итого

 

 

100

100

HHI

 

 

>2000

>2000

Среднеканский район

  1. ИП Матвеева Г.Б. (1)

 

 

65,6

7,5

  1. ОГУП "Магаданфармация» (1) Среднеканский филиал

 

 

 

34,4

 

5,6

  1. МОГБУЗ «Среднеканская ЦРБ» ФАП с. Верхний Сеймчан (1)

 

 

 

0,0

 

86,9

Итого

 

 

100

100

HHI

 

 

>2000

>2000

Ольский район

  1. ОГУП «Магаданфармация» (3) и ОГУП «Магаданфармация» Ольский филиал

 

 

100

53,4

  1. ООО «Авиценна плюс» (1)

 

 

0

46,6

Итого

 

 

100

100

HHI

 

 

>2000

>2000

Тенькинский район

  1. ОГУП "Магаданфармация" (5) Тенькинский филиал

 

 

 

97,1

 

100

  1. ИП Щербакова Г.И. (1)

 

 

2,9

0,0

Итого

 

 

100

100

HHI

 

 

>2000

>2000

Омсукчанский район

  1. ИП Лисянская Т.А. (1)

 

 

49,7

44,4

  1. ОГУП «Магаданфармация» (1)

 

 

16,4

18,6

  1. ООО «Авиценна» (3)

 

 

33,9

36,9

Итого

 

 

100

100

HHI

 

 

>2000

>2000

Сусуманский район

  1. ОГУП "Магаданфармация" (4) Сусуманский филиал

 

 

 

83,4

 

84.3

  1. ИП Кашин А.С. (1)

 

 

16,6

15,7

Итого

 

 

100

100

HHI

 

 

>2000

>2000

Хасынский район

  1. ИП Бардина Е.И. (2)

 

 

21,0

9,6

  1. ОГУП «Магаданфармация» (3)

 

 

34,6

15,5

  1. МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ»  (2)

 

 

44,4

74,9

Итого

 

 

100

100

HHI

 

 

>2000

>2000

Северо-Эвенский район

  1. ОГУП «Магаданфармация» (1)

 

 

100

0

Итого

 

 

100

0

HHI

 

 

>2000

0

      

Примечание: в скобках указано количество аптек

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров  и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

В 2010г. на рынке  розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами  на территории г. Магадана присутствовали две группы лиц:

  1. ООО «Фитофарм», ИП Кузина Л.С., ООО «Магаданская фармацевтическая компания», основание - п.2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
  2. ИП Приображенская Л.В., ИП Приображенская Е.В. основание - п.7 части 1статьи 9 Закона о защите конкуренции

В 2011г. на рынке  розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами  на территории г. Магадана присутствовала одна группа лиц - ООО «Фитофарм», ИП Кузина Л.С., ООО «Магаданская фармацевтическая компания», основание - п.2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Анализ показателей представленных в таблице позволяет сделать следующие выводы:

Два последних года  в число лидеров рынка входили: ООО «Ариком»,  ОГУП «Магаданфармация», ИП Астапенко Л.А., ИП Приображенская Е.В., группа лиц (ООО «Фитофарм», ИП Кузина Л.С, ООО  «МФК»).

Рынок в г. Магадане (более 100 тыс. чел.) по итогам 2010-2011г.г характеризуется  умеренной концентрацией (45<CR- 3<70,    1000 <HHI<2000) с незначительным ростом показателей концентрации.  

Значительные доли на рынке занимают федеральные сети, такие как ОГУП «Магаданфармация», которая сохраняла свое лидирующее положение на территории муниципальных образований (менее 100 тыс.чел). в 2010-2011г.г., и в отношении которой выявлены признаки наличия доминирующего положения (доля более 50%) в районах: Ольский, Тенькинский, Сусуманский, Ягоднинский, с долей 50%.  

Признаки доминирующего положения в 2010-2011г.г. в  Хасынском районе выявлены в отношении МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ» соответственно с  долями  более 40% и 70%.

Не исключено, что это объясняется стремлением местных властей сохранить на рынке аптечных учреждений предприятия государственной собственности, поскольку в основном только эти аптечные учреждения имеют производственные отделы, выполняют социальные функции, отпускают наркотические и психотропные препараты, организуют свою сеть в отдаленных и труднодоступных районах.

В соответствии с показателями рыночной концентрации по итогам 2010-2011г.г. – в локальных границах муниципальных образований фармацевтические рынки являются высококонцентрированными. Конкурентная среда не развита.

На лицо прямая зависимость между величиной муниципального образования по численности населения и уровнем концентрации рынка услуг по розничной продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

На момент проведения анализа рынка в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов (далее Реестр), по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами включены следующие субъекты:

- ОГУП «Магаданфармация» в границах: Ольском, Тенькинском, Сусуманском, Ягоднинском и Хасынском районах Магаданской области с долей более 50%.

- ИП Лисянская Т.А. в Омсукчанском районе с долей более 35%.

- ИП Бардина Е.И. в Хасынском районе с долей более 50%.

 

  • Определение барьеров входа на товарный рынок

К барьерам входа на рынок относятся обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок.

Появлению на товарных рынках розничной реализации лекарственных средств и предметов медицинского назначения новых хозяйствующих субъектов препятствует немало барьеров, основные из которых:

- Особенности лицензирование  деятельности – во-первых, наличие у соискателя лицензии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста, стажа работы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 522.12.2011 №1081) – обязательное условие. Во-вторых, наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций) Установлены и иные требования которые усложняют процесс лицензирования фармацевтической деятельности  и аккредитации аптечных учреждений, что являемся серьезным сдерживающим фактором для вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов.

Упрощение системы лицензирования и уменьшение длительности оформления разрешительных документов позволило бы быстрее и с наименьшими финансовыми затратами получить необходимые разрешительные документы для осуществления фармацевтической деятельности.      

- усложненный процесс регистрации и согласований. Для осуществления своей деятельности на фармацевтическом рынке предприниматели обязаны  получить разрешительные документы и согласования местных контролирующих органов (Роспотребнадзор, СЭС, Росздравнадзор, пожарная инспекция и т.д.). Такое количество согласований для предпринимателей является избыточным и длительным по времени и финансовым возможностям.

- проверки, действия контролирующих органов. Барьер связан с большим количеством плановых и внеплановых проверок, жесткими требованиями предъявляемыми  к аптечным учреждениям со стороны контролирующих органов, а так же высокими штрафными санкциями. Барьером может стать и необъективное отношение контролирующих органов ко всем участникам рынка.

- низкая платежеспособность населения, особенно в сельской местности, сочетающаяся с постоянным ростом цен на лекарственные средства.

- государственное регулирование цен (величина устанавливаемых торговых надбавок);

- наличие закрепившихся на рынке хозяйствующих субъектов, имеющих прочные долговременные связи с поставщиками, информационную базу, крупные размеры хозяйственного оборота, развитую аптечную сеть, пользующихся протекционизмом властей;

- высокие транспортные издержки; являются достаточно высоким барьером, который наряду с низким уровнем платежеспособности населения и предприятий в районах области становится труднопреодолимым для проникновения новых хозяйствующих субъектов на соответствующие рынки оптовой и розничной реализации лекарственных средств и предметов медицинского назначения.

- рост тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию (экономические ограничения); 

- малая и отрицательная доходность, в том числе низкий уровень рентабельности, нехватка оборотных средств, значительная величина стартовых инвестиций при длительных сроках окупаемости затрат. Недостаток собственных оборотных средств на фоне обострения конкуренции  постепенно приводит к снижению товарооборота аптечных учреждений и в дальнейшем ухода с рынка .

- ограничение по спросу – во многих районах Магаданской области наблюдается низкий товарооборот из- за низкой численности населения и плотности населения. Так  численность Магаданской области по состоянию на 01.01.2012г. составила 154,5 тыс. человек, из них всего 6,7 тысяч приходится на муниципальные образования;

Принято считать, что  норма соотношения численности населения и количества аптечных учреждений – 4-5 тыс. чел на 1 аптеку.

Соотношение численности населения и количества аптек по состоянию на 01.01.2012 составляет:

- на территории Магаданской области - 1818  (154,5тыс. чел./85),

 - на территории г. Магадана – 3016 (147,8тыс. чел./49).

Таким образом,  на 1 аптеку приходится менее 4 тыс. человек, что говорит о высокой плотности аптечных учреждений на рынке.

На территории  муниципальных образований Магаданской области (Омсукчанский, Северо-Эвенский, Среднеканский, Тенькинский, Хасынский, Ягоднинский, Ольский, Сусуманский районы) показатель соотношения численности населения и количества аптек говорит о высокой плотности аптечных учреждений и  составляет менее 4000. Это может означать, что имеются серьезные барьеры для входа на рынок, так как спрос ограничен.

В общем и целом барьеры входа на рынки розничной реализации лекарственных средств и предметов медицинского назначения новых хозяйствующих субъектов надо признать труднопреодолимыми, чему свидетельством является стабильная ситуация  по количеству  присутствия хозяйствующих субъектов на рынке в течении 4 лет.  

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По данным представленным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Магаданской области в 2010-2011г.г. лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля лекарственными препаратами) на территории Магаданской области имели 37 хозяйствующих субъектов.

Согласно представленной хозяйствующими субъектами информации в 2011г. услуги по розничной торговле лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Магаданской области  оказывали 32 хозяйствующих субъекта.

В 2010-2011г.г. на территории Магаданской области насчитывалось 85  аптечных учреждений (аптек и аптечных пунктов). Из них 45% (38) относятся к государственной и муниципальной форме собственности, остальные 55% (47) являются частными.

За последние годы 2009-2011г.г. количество аптек на территории Магаданской области остается стабильным. В муниципальных образованиях на фоне частных аптек стали появляться аптечные пункты  созданные на базе  Магаданских государственных бюджетных учреждений здравоохранения (центральных районных больниц).

 Концентрация населения и платежеспособного спроса в городе Магадане и прилегающих к нему муниципальных образованиях  приводит к неравномерному размещению аптечных учреждений в регионе. Это в свою очередь влечет неравномерный уровень конкуренции. Так в г. Магадане действует примерно в два раза больше хозяйствующих субъектов, чем  в муниципальных  образованиях Магаданской области.

1. Рынок в г. Магадане по итогам 2010-2011г.г. характеризуется  умеренной концентрацией (45<CR-3<70,    1000 <HHI<2000) с незначительным ростом показателей концентрации. Конкуренция развита.

2. Розничные рынки фармацевтической и медицинской продукции в географических границах муниципальных районов относятся к высококонцентрированному типу с неразвитой конкуренцией.

3. По итогам 2011г. признаки доминирующего положения выявлены в отношении ОГУП «Магаданфармация» в: Ольском, Тенькинском, Сусуманском  Ягоднинском, районах с долей более 50%.

4. Признаки доминирующего положения в 2010-2011г.г. на территории Хасынского района выявлены в отношении МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ» с  долями  44,4% и 74,9%.

5. Признаки доминирующего положения в 2010г. на территории Среднеканского района выявлены в отношении ИП Матвеевой Г.Б с долей 65,6%; в 2011г. в отношении МОГБУЗ «Среднеканская ЦРБ» с долей 86,9%.

6.  По результатам анализа рынка

Внести изменения в Реестр в отношении:

- ОГУП «Магаданфармация» по географическим границам хозяйствующего субъекта (а именно: исключить географические границы по Хасынскому району);

 Исключить из Реестра:

-  ИП  Бардину Е.И.;

 Включить в Реестр:

 - МОГБУЗ «Хасынская Центральная районная больница» по услугам розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров в Хасынском районе с долей более 50%.

- ООО «Авиценна» по услугам розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров Омсукчанском районе с долей более 35%.

- МОГБУЗ «Среднеканская ЦРБ» по услугам розничной реализации лекарственных средств и предметов медицинского назначения в Среднеканском районе с долей более 50%.