Анализ рынка услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов на территории г. Магадан в 2010-2011г.г.

Аналитический отчёт по результатам анализа состояния конкуренции

на  рынке  услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов на территории г. Магадан в 2010-2011г.г.

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции проведены   отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с п.2.4 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 №66, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России №220 от 28.04.2010 (далее - Порядок, с целью определения положения хозяйствующих субъектов на  рынке  услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов на территории г. Магадана.  

При анализе состояния конкурентной среды на рынках услуг по техническому освидетельствованию  и обслуживанию лифтов в качестве источников информации использовались данные, предоставленные в соответствии с пунктом 1.5 Порядка:

- Северо-Восточным управлением Ростехнадзора;

- территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области;

- хозяйствующими субъектами – собственниками лифтов на территории г. Магадана в 2010-2011г.г.;

- хозяйствующими субъектами - осуществлявшими техническое обслуживание и техническое освидетельствование лифтов на территории г. Магадана в 2010 – 2011г.г.

II. Предмет исследования  

1.                                                                                                                          Предметом  настоящего исследования является товарный рынок,  связанный с предоставлением услуг по техническому освидетельствованию и обслуживанию лифтов на территории г. Магадана.  

III. Временной интервал исследования товарного рынка    

В соответствии с целью исследования – проводится ретроспективный анализ товарного рынка за 2010 – 2011г.г.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции)  длительным периодом при оценке доминирования хозяйствующих субъектов на товарном рынке является срок не менее,  чем один год.   

IV. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение товара проведено на основе общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности - ОК-029-2001 (КДЕС Ред. 1 от 01.01.2003). Услуга по техническому обслуживанию лифтов  принадлежит к подгруппе 29.22.9 «Предоставление услуг по монтажу,  ремонту и техническому обслуживанию подъемно - транспортного оборудования» группы 29.22 «Производство подъемно - транспортного оборудования»  класса 29 «Производство машин и оборудования».  

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) к опасным производственным объектам  относятся объекты, при функционировании которых при сложившихся обстоятельствах могут возникнуть аварии и (или) инциденты.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о промышленной безопасности к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в том числе, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

Техническим регламентом о безопасности лифтов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 782 (далее – Регламент о безопасности лифтов), установлены минимально необходимые требования к безопасности лифтов при проектировании, производстве, монтаже, эксплуатации, модернизации и утилизации, правила, формы оценки и схемы подтверждения соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям, установленным настоящим техническим регламентом, а также требования по энергетической эффективности лифтов.

Согласно подпункту 1 пункта 12 Регламента о безопасности лифтов при эксплуатации лифта выполняются следующие требования:

1) проведение осмотров, технического обслуживания и ремонта лифта в соответствии с прилагаемой документацией по эксплуатации, а также оценки его соответствия в порядке, установленном пунктом 17 Регламента о безопасности лифтов;

2) осуществление осмотра лифта или контроля за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии), технического обслуживания и ремонта специализированной лифтовой организацией;

3) допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию, ремонту и осмотру лифта, контролю за работой лифта посредством устройства диспетчерского контроля (при его наличии) только обслуживающего персонала, аттестованного в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) недопущение эксплуатации лифта по истечении назначенного срока службы, указанного изготовителем в паспорте лифта. Для определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифт подвергается оценке соответствия в порядке, установленном пунктом 18 Регламента о безопасности лифтов.

5) подтверждение соответствия лифта, введенного в эксплуатацию до вступления в силу настоящего технического регламента, но не отработавшего назначенного срока службы, в порядке, установленном пунктом 19 Регламента о безопасности лифтов.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2001, В соответствии с пунктом 5 Регламента о безопасности лифтов техническое обслуживание лифта - комплекс операций по поддержанию работоспособности и безопасности лифта при его эксплуатации.

Согласно пункту 17 Регламента о безопасности лифтов оценка соответствия лифта в течение всего срока его эксплуатации осуществляется в следующем порядке:

1) оценка соответствия лифта при эксплуатации осуществляется в форме периодического технического освидетельствования не реже 1 раза в 12 месяцев органом по сертификации в сроки, определенные договором с заявителем. Результаты периодического технического освидетельствования оформляются актом и записываются в паспорт лифта специалистом органа по сертификации;

2) лифт при эксплуатации подвергается частичному техническому освидетельствованию органом по сертификации при замене узлов и механизмов лифта. Сведения о замененных узлах и механизмах указываются в паспорте лифта специалистом организации, осуществившей их замену;

Все вышеперечисленные  моменты  позволяют выделить услуги в отдельные товарные рынки:

-  услуга по техническому обслуживанию лифтов;

-  услуга по техническому освидетельствованию лифтов.

 V. Географические границы товарного рынка

Согласно методическим рекомендациям ФАС России от  05.12.2011 №АЦ/45092 анализ проводится в городах с населением более 100 тысяч жителей и административных центрах субъектов Российской Федерации.

Предварительно географические границы рынка определяются в административных границах муниципального образования.

Учитывая то, что на территории Магаданской области единственным муниципальным образованием с численностью  более 100 тысяч жителей является г. Магадан, то географические границы товарного рынка определены территорией  г. Магадана.  

 VI. Состав хозяйствующих субъектов, действующих  на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услуга) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Учитывая следующие обстоятельства:

1. Деятельность по техническому обслуживанию лифтов к лицензируемым видам деятельности не относится.

В соответствии с пунктом 5 Регламента о безопасности лифтов специализированная лифтовая организация - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, предметом деятельности которого является осуществление одного или нескольких видов деятельности по проектированию, производству, монтажу (демонтажу), техническому обслуживанию, ремонту, модернизации и диспетчерскому контролю лифтов.

2. Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 № 31, установлено, что деятельность по техническому диагностированию и обследованию лифтов, а также систем диспетчерского контроля осуществляется экспертными организациями, имеющими лицензию на экспертизу промышленной безопасности, выданную Госгортехнадзором России.

Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2006 № 389, под деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности понимается проведение экспертизы:

- проектной документации на разработку, строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

- технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

- зданий и сооружений, расположенных на территории опасного производственного объекта;

- деклараций промышленной безопасности;

- документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган).

Обращаем внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 №342 «Об органе по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов» установлено, что полномочия по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов, переданы Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии.

При этом указанное постановление утратило силу с 1 ноября 2011 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845.

Информация о составе хозяйствующих субъектов предоставлена по форме согласно Таблицам 1,3.

 VII. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынках

Оценка объема товарных рынков осуществляется на основании объема продаж (поставок) на рассматриваемых товарных рынках в  натуральном (количество обслуживаемых и освидетельствованных лифтов) и в стоимостном выражении (объем продаж, рублей).

Информация предоставлена по форме согласно Таблицам 2,4.

В результате анализа рынка выявлено следующее:

 1. Как видно из представленных в таблице 2 данных, на рынке услуг по  техническому обслуживанию лифтов на территории г. Магадана   присутствовало 4 компании. Основной объем услуг по итогам 2010-2011г.г. принадлежит ООО «ЛифтремСервис» доли которого соответственно составили 96% и 82%. 

ООО «ЛифтремСервис» включено в 2010г. в  «Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или….» по услугам технического и аварийного обслуживания и ремонта лифтов, в границах г. Магадана, с долей более 50%.Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35вакакаий м в

 Рынок услуг по  техническому обслуживанию лифтов на территории г. Магадана   является высоко концентрированными (10000>HHI> 2000).

2. Как видно из представленных в таблице 4 данных, на рынке услуг по  техническому освидетельствованию лифтов на территории г. Магадана   присутствовало 5 компаний. Основной объем услуг по итогам 2010г. принадлежал ООО «Магаданский экспертный центр» доля которого составила – 85,2%. В 2011г. в связи с изменениями в законодательной базе ситуация на рынке изменилась, основной объем оказываемых услуг принадлежал ЗАО «Национальная лифтовая компания» доля которой составила – 77,8%.

Рынок услуг по  техническому освидетельствованию лифтов на территории г. Магадана   является высоко концентрированными (10000>HHI> 2000).

 VIII.  Определение барьеров входа на рынок

 Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (далее - определение барьеров входа на товарный рынок).

 К барьерам входа рынок по техническому обслуживанию лифтов относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности (не оплата выполненных услуг управляющими компаниями, их банкротство - исчезновение с рынка);

- транспортные ограничения для компаний, которые находятся за пределами Магаданской области.  Увеличение расходов на проезд специалистов на объекты обслуживания;

- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке (малый объем лифтов на территории Магаданской области, отсутствие высотного строительства);

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями.

В исследуемый период на рынке не отмечено иногородних хозяйствующих субъектов осуществлявших техническое обслуживание лифтов на территории г. Магадана. В основном иногородние организации занимались поставкой и монтажом лифтов, что наиболее выгодно в лифтовой отрасли.

При этом потребители услуг указали, что оказание услуг по техническому обслуживанию лифтов иногородними  предприятиями (организациями) повлекут за собой  увеличения сроков оказания услуг, а так же увеличение их стоимости (учитывая периодичность обслуживания и небольшой  лифтовой парк потребителя)

За два исследованных года на рынке по техническому обслуживанию лифтов практически не появилось новых хозяйствующих субъектов способных составить конкуренцию уже присутствующим. 

К барьерам входа рынок по техническому освидетельствованию лифтов относятся:

- административные ограничения: для осуществления данного вида деятельности организациям необходимо получить аккредитацию и иметь  разработанную и внедренную систему качества в области деятельности, в отношении которой осуществляется аккредитация, включая наличие руководства по качеству, а также системы учета и документирования результатов выполнения работ по подтверждению соответствия, в том числе утвержденных руководителем органа по сертификации или испытательной лаборатории (центра) правил организации делопроизводства, ведения архива по сертификации, исследований (испытаний) (с указанием сроков хранения дел), которые должны содержать документы, касающиеся работ, выполненных при сертификации, испытаниях;

- экономические: наличие необходимых для осуществления деятельности помещений, оборудования и иных материальных ресурсов; наличие специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, и не менее 3 лет стажа практической работы в области аккредитации; наличие аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений, необходимых для проверки соответствия объектов подтверждения соответствия установленным требованиям в области аккредитации, указанной заявителем в заявлении об аккредитации.

Предоставление услуг по техническому обслуживанию и освидетельствованию лифтов на территории г. Магадана иногородними организациями возможно, если такая организация имеет представительство в г. Магадане, так как проведение такого вида работ требует квалифицированных специалистов и доверенных лиц. Так, в исследуемый период на рынке отмечены иногородние хозяйствующие субъекты, осуществлявшие техническое освидетельствование лифтов на территории г. Магадана (ООО «Безопасность в промышленности» г. Москва). Однако привлечение иногородних организаций связано с рядом трудностей, в частности потребители отметили следующее: как правило освидетельствование  проводиться формально,  высокие цены,  не приезжают в обозначенный срок (а бывают и вовсе отказывают, из – за того что предприятию это не выгодно).

За два исследованных года на рынке по техническому освидетельствованию лифтов состав хозяйствующих субъектов ежегодно менялся, что связано с изменениями в нормативно-правовой базе.   Новые хозяйствующие субъекты (особенно иногородние) не спешат появляться на рынке, в связи с тем, что  оплата за исполнение работ несоизмерима с затратами   на внедрение на рынок.

У хозяйствующих субъектов, действующих на смежных товарных рынках, имеется возможность стать участниками  рынков услуг по техническому обслуживанию  и освидетельствованию лифтов.

Учитывая ограниченный парк лифтов на территории г. Магадана (связанный с отсутствием  высотного строительства), хозяйствующие субъекты, действующие на товарных рынках, имеют возможность расширить объем оказываемых услуг, только за счет сокращения  численного состава участников, что в свою очередь ведет к монополизации рынков.

На основании изложенного,  барьеры входа на рынки услуг по техническому обслуживанию  и освидетельствованию лифтов можно признать труднопреодолимыми, так как затраты по вхождению на эти рынки потенциальных продавцов услуг не будут оправдываться доходами (преимуществами) которые предполагает получить  хозяйствующий субъект.

Таким образом, учитывая наличие труднопреодолимых барьеров, можно сделать вывод о том, что доступ на вышеназванные рынки новых хозяйствующих субъектов затруднен.

 IX.  Выводы и предложения   

 1. В соответствии с выделяемыми типами рынков:

- рынок услуг по  техническому обслуживанию лифтов на территории г. Магадана   является высоко концентрированными. Конкурентная среда не развита. Признаки доминирующего положения выявлены в отношении ООО «ЛифтремСервис» доли которого составили в 2010-2011г.г. соответственно 96% и 82%. 

- рынок услуг по  техническому освидетельствованию лифтов на территории г. Магадана   является высоко концентрированными. Конкурентная среда не развита.

Признаки доминирующего положения в 2011г. выявлены в отношении ООО «Национальная лифтовая компания» доля которого составила – 77,8%.

По результатам анализа рынка услуг по  техническому освидетельствованию лифтов на территории г. Магадана предлагается в  «Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или….» ЗАО «Национальная лифтовая компания» по услугам технического освидетельствования лифтов в границах г. Магадана, с долей более 50%.