Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг охраны жилых помещений (квартир) на территории г.Магадана в 2010-2011 гг.

Аналитический отчет по результатам анализа рынка  услуг охраны

жилых помещений (квартир) на территории г. Магадана в 2010 – 2011г.г.

26 ноября 2012

г. Магадан

I. Общие положения

Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с Приказом ФАС России от 07.02.2011 № 66 об утверждении Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на  2011-2012 годах.

Анализ проводился в соответствии с:

- порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России №220 от 28.04.2010г.;

- методическими рекомендациями ФАС России от 25.06.12 №ЦА/19980;

- приказом ФАС  России от 17.01.2007 №5 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении контроля за экономической концентрацией».

Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванном рынке  проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– уровня концентрации товарного рынка;

– барьеров входа на товарный рынок.

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3. Порядка.

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка при анализе состояния конкурентной среды на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались:

- информация полученная от УМВД России по Магаданской области;

- сведения, полученные от юридических лиц - продавцов  товара (услуг).

II. Предмет исследования

Предметом данного исследования является  – определение состояния конкурентной среды на рынках услуг охраны жилых помещений (квартир) на территории г. Магадана в 2010-2011г.г. 

Цели и задачи исследования:

- выявление круга участников рынка: продавцов услуг, потребителей услуг;

- основные виды деятельности продавцов услуг;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) на рынке изучаемом рынке;

- использование результатов исследования при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка  с учетом целей исследования определен разделом II Порядка. 

Исследование рынка предполагает ретроспективный характер, а именно изучение  характеристик рынка, которые сложились на момент исследования, с учетом заключенных договоров, а так же с учетом п.2  части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции)  длительным периодом при оценке доминирования хозяйствующих субъектов на товарном рынке является срок не менее,  чем один год.  

Таким образом, временной интервал исследования обозначен 2010-2011г.г.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Оказание услуг охраны жилых помещений, осуществляется лицензированными охранными организациями.

Согласно Общероссийского  классификатора видов экономической деятельности"  "ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 14.12.2011)
продуктовые границы изучаемого рынка определены разделом К «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг»; подразделом КА

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг»; классом – 74 «предоставление прочих видов услуг»;  группой: 74. 60 «проведение расследований и обеспечение безопасности».

В соответствии с Законом Российской Федерации  от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление следующих видов услуг:

- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Постановление о частной охранной деятельности) устанавливает перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами будут являться: оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений (квартир), в том числе: осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений; охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

V. Определение географических границ товарного рынка

Предварительно географические границы товарного рынка определены в соответствии со сложившейся организационно-транспортной схемой приобретения товара (услуги), исходя из состава продавцов и покупателей, а также методом установления фактических районов продаж (местонахождения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке – территорией Магаданской области.

В основу определения географических границ рынка положен принцип экономической возможности приобрести товар на данной территории и отсутствие такой возможности за ее пределами, вытекающей из сущности товара и его потребительских свойств.

Спрос на услуги охраны жилых помещений является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек (заказчик услуг) проживает по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объект услуг).

 Рынки являются локальными, прежде всего потому, что после обсуждения с заказчиком параметров охранной системы специалисты устанавливают технические средства охраны,  жилое помещение подключается к центральной системе пультовой охраны и в случае необходимости дежурный сотрудник охранной организации вызывает ответственных патрульных охранников, курирующих конкретный район, наряд милиции, пожарную охрану, аварийную службу ЖЭКа или другие службы в зависимости от ситуации.

Учитывая, что возможность оперативно среагировать на ситуации, при которых произошли проникновение, кража, пожар и т.п., то есть охранный случай, необходим выезд охранников в жилое помещение, при этом выезд может осуществляться только той охранной организацией, которая работает в конкретном поселении, районе, округе - муниципального образования Российской Федерации,  выбор заказчика услуг ограничивается указанными границами.

При определении географических  границ рынка учитывался и тот факт, что согласно заданию ФАС России анализ рынка услуг охраны необходимо провести в границах административно – территориальных образований с численностью населения более 100 000 человек.  На территории Магаданской области, единственным муниципальным образованием с  обозначенной численностью населения является г. Магадан.

Учитывая вышеизложенное, географическими границами рынка услуг охраны жилых помещений (квартир) являются локальные границы муниципального образования г. Магадан.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Покупателями на данном рынке являются физические и юридические лица.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона об охранной деятельности частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

Лицензирование охранной деятельности осуществляется в соответствии со статьями 11.2, 11.3 Закона об охранной деятельности, а также в соответствии с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением о частной охранной деятельности. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел.

В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 589, вневедомственная охрана при органах внутренних дел Российской Федерации (далее -  вневедомственная охрана) создается на договорной основе для защиты имущества собственников и организуется в городах, районных центрах и поселках городского типа.

Порядок обеспечения МВД России охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденный приказом МВД России                              от 31.08.2007 № 772 (далее – Порядок обеспечения охраны имущества по договорам) определяет последовательность действий по обеспечению охраны имущества физических и юридических лиц по договорам подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Типового Положения «Об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации», утвержденное приказом МВД России от 02.09.2005 № 716 (далее – Типовое положение о вневедомственной охране) Управление (отдел) вневедомственной охраны является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации с указанием своего полного и сокращенного наименования, самостоятельные балансы, счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах федерального казначейства, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с пунктом 15 Типового положения о вневедомственной охране Управление (отдел) вневедомственной охраны осуществляет на основе договоров охрану имущества юридических и физических лиц.

Учитывая изложенное, продавцами на данном рынке могут являются:

  • ОВО при УВД по Магаданской области;
  • частные охранные организации.

Магаданское УФАС России при определении состава продавцов услуг по охране жилых помещений (квартир) использовала информацию предоставленную

УМВД России по Магаданской области. Согласно представленной информации на территории Магаданской области лицензии на осуществление  охранной деятельности в 2010-2011г.г. имели около 30 хозяйствующих субъектов, однако только, 3 осуществляли услуги охраны жилых помещений (квартир).

Идентификация хозяйствующих субъектов оказывавших услуги по охране жилых помещений (квартир) в г. Магадане, в 2010-2011г.г.:

  1. ОСОП «Ягуар»;
  2. ООО «Охранное агентство «Страж»;
  3. ОВО при УВД по г. Магадану.

Приказом теруправления №01-12/100 от 22.08.2007 Отдел вневедомственной охраны при УВД по г. Магадану включен в «Реестр хозяйствующих субъектов Магаданской области имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%....» по услугам пульта централизованной охраны с долей более 50% в границах г. Магадана.

В целях оптимизации структуры подразделений вневедомственной охраны полиции и обеспечения надежной охраны имущества и объектов на договорной основе Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 30 декабря 2011 г. № 243 7-р «О реорганизации структурных подразделений вневедомственной охраны МВД России».

3 августа 2012 года во исполнение данного распоряжения подразделения вневедомственной охраны полиции Магаданской области реорганизованы путем слияния в федеральное государственное казенное учреждение «Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области». ФГКУ ОВО УМВД России по Магаданской области (685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, 39а, ОГРН 1124910008178).

Согласно Уставу, утвержденному приказам МВД России от 05.05.2012 № 457, Учреждение является правопреемником Отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по Магаданской области, Отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по г. Магадану, Отделения вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Ольскому району, Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Омсукчанскому району, Отделения вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Среднеканскому району, Отдала вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Сусуманскому району, Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Тенькинскому району, Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Хасынскому району, Отдела вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по Ягоднинскому району.

Федеральное государственное казенное учреждение «Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области» входит в состав полиции и является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, осуществляющего охрану имущества граждан и организаций на договорной основе.

Учредителем и собственником имущества Учреждения является Российская Федерация. Полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме казенного учреждения, являющегося государственным учреждением.

Учреждение для достижения целей и осуществления функций в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет филиалы в г. Магадане и в районах области: Ольском, Омсукчанском, Среднеканском, Сусуманском, Тенькинском,  Хасынском, Ягоднинском.

В соответствии п. 10 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» подразделениями вневедомственной охраны полиции, реализуется одно из основных направлений деятельности полиции - охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе. На основании изложенного, деятельность подразделений вневедомственной охраны полиции лицензированию не подлежит.

Тарифы на оказание услуг подразделениями вневедомственной охраны на 2010-2011 были сформированы в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке формирования тарифов на услуги по охране имущества юридических и физических лиц подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденные ДГЗИ МВД России от 31 июля 2009 года.

Функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, в соответствии с Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 № 66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» были переданы ФГУП «Охрана».

ФГУП «Охрана» в Магаданской области не создавалось, в связи, с чем проектирование и монтаж технических средств охраны осуществляют сторонние организации, соответственно стоимость указанных работ в тарифы подразделений вневедомственной охраны не входят.

Потенциальными продавцами на рынке услуг по охранной деятельности выступают: охранные агентства (службы), частные агентства имеющие лицензии, необходимые материально – технические средства, но в настоящий момент не оказывающие услуги в границах Магаданской области.  

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

субъектов на рынке

Основными данными для расчета являются объем оказанных услуг                           (в штуках), а также  объем выручки (продажи в рублях) по оказанным услугам охраны жилых помещений охранных организаций или входящих в одну группу лиц охранных организаций на территории г. Магадана Магаданской области в географических границах за 2010 и 2011 годы.

Для определения емкости исследуемого рынка использована информация, полученная в ответ на запросы Магаданского УФАС России от хозяйствующих субъектов оказывающих услуги охраны  на территории г. Магадана.

Для сопоставимости данных, количественной характеристикой товарных ресурсов изучаемого рынка выбран объем оказанных услуг  в натуральном и стоимостном выражении (квартир / объем выручки тыс. рублей).

Согласно методическим рекомендациям ФАС России данными для определения  хозяйствующих субъектов, имеющих долю  на рынке определенного товара более 35%, будут являться количественные показатели (количество жилых помещений) по оказанным услугам охраны жилых помещений охранных организаций или входящих в одну группу лиц охранных организаций. Услуги по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному  обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, а так же по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения могут оказываться отдельно от услуг по охране жилых помещений.

Объем услуг по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному  обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, а так же по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения в объеме услуги по охране жилых помещений  по данным представленным хозяйствующими субъектами может составлять  100% .

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

За последние 2 года на рынке услуг по охране жилых помещений (квартир) на территории Магаданской области не появилось новых хозяйствующих субъектов.

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для выхода на рынок при длительных сроках окупаемости этих вложений (высокий уровень конкуренции, заработная плата охранников, арендная плата, величина устанавливаемых торговых надбавок, низкая платежеспособность населения и т.п.);

- ограничение по спросу (отток населения из районов области, сокращение предприятий).

- обязательное материально-техническое обеспечение: наличие автотранспорта, пункта охраны, специальных технических средств, квалифицированных специалистов;

- административных барьеров (получение лицензии на осуществление  частной охранной деятельности, действия и разрешительные документы местной администрации и т.п.).

На основании вышеизложенного барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

1. Рынок предоставления услуг охраны жилых помещений (квартир) на территории Магаданской области  является высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией (в 2010 HHI=9643, в 2011г. HHI=9606).

2. В границах муниципального образования г. Магадан  по итогам 2010-2011г.г. выявлены признаки доминирующего положения в отношении ОВО при УВД по г. Магадану, доля которого составила 98,2%, 98%.

3. Выход на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен, что свидетельствует о том, что в ближайшее время ситуация на рынке не изменится.

3. Внести изменения в Реестр в отношении ОВО при УВД по г. Магадану в части наименования хозяйствующего субъекта на ОВО по г. Магадану – филиал ФГКУ ОВО УМВД Российской Федерации по Магаданской области по услугам охраны жилых помещений (квартир), в том числе: охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения с долей более 50% в географических  границах г. Магадана.