• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке товарного бетона М-400 в географических границах Магаданской области по итогам 2011 года

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке товарного бетона М-400 в географических границах Магаданской области по итогам 2011г.

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке товарного бетона М-400 в географических границах Магаданской области проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее Порядок проведения анализа) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, с целью установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке товарного бетона М-400 в географических границах Магаданской области при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Производственного кооператива «Магаданский завод крупнопанельного домостроения» (далее ПК «МЗКПД») по признакам нарушения пунктов 6,8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от департамента строительства администрации Магаданской области, ПК «МЗКПД», ОАО «Усть-СреднеканГЭСстрой», ООО «Стройзаказ», филиала ОАО «Дальмостострой» – Магаданский мостоотряд, приобретателей товаров, а также данные иных источников информации.

II. Предмет исследования

Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с производством и реализацией товарного бетона М-400 в географических границах Магаданской области.

Анализ рынка выполняется в отношении производства и реализации товарного бетона М-400.

Справочно:

Бетон – искусственный каменный строительный материал, получаемый в результате твердения смеси вяжущего материала, крупного и мелкого заполнителя и воды. При необходимости бетонная смесь может содержать специальные добавки.

Бетон производится смешиванием цемента, песка, щебня и воды (соотношение зависит от марки цемента, фракции и влажности песка и щебня), а также небольших количеств добавок (пластификаторы, гидрофобизаторы, и т.д.).

Согласно ГОСТ 25192-82, классификация бетонов производится по основному назначению, виду вяжущего, виду заполнителей, структуре и условиям твердения: по назначению различают бетоны обычные (для промышленных и гражданских зданий) и специальные – гидротехнические, дорожные, теплоизоляционные, декоративные, а также бетоны специального назначения (химически стойкие, жаростойкие, звукопоглощающие, для защиты от ядерных излучений и др.); по виду вяжущего вещества различают цементные, силикатные, гипсовые, шлакощелочные, асфальтобетон, пластобетон (полимербетон) и др.; по виду заполнителей различают бетоны на плотных, пористых или специальных заполнителях; по структуре различают бетоны плотной, поризованной, ячеистой или крупнопористой структуры; по условиям твердения бетоны подразделяют на твердевшие в естественных условиях; в условиях тепловлажностной обработки при атмосферном давлении; в условиях тепловлажностной обработки при давлении выше атмосферного (автоклавного твердения).

Дополнительно к классификации ГОСТ 25192-82 используется следующая классификация: по объёмной массе бетоны подразделяют: на особо тяжёлый (плотность свыше 2500 кг/м³) – баритовый, магнетитовый, лимонитовый; тяжёлый (плотность 2200—2500 кг/м³); облегченные (плотность 1800—2200 кг/м³); легкий (плотность 500—1800 кг/м³) – керамзитобетон, пенобетон, газобетон, арболит, вермикулитовый, перлитовый; особо лёгкий (плотность менее 500 кг/м³); по содержанию вяжущего вещества и заполнителей бетоны подразделяют на: тощие (с пониженным содержанием вяжущего вещества и повышенным содержанием крупного заполнителя); жирные (с повышенным содержанием вяжущего вещества и пониженным содержанием крупного заполнителя); товарные (c соотношением заполнителей и вяжущего вещества по стандартной рецептуре).

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарных рынков определен с учетом цели исследования рынков, и в соответствии с требованиями раздела II Порядка проведения анализа – 2011г.

Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка проведения анализа все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, а также на основе условий договора, заключенного в отношении товара, копий калькуляций ПК «МЗКПД», счетов, счет-фактур, товарных накладных ПК «МЗКПД», выставленных приобретателям товара.

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность: Гражданский кодекс Российской Федерации, а также технические акты: ГОСТ 7473 «Смеси бетонные. Технические условия», ГОСТ 26633-91 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия», др. технические акты.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (далее ОКП), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301, смеси бетонной соответствует код 57 4510.

Согласно пункту 1.1 предмета договора поставки товаров с условием доставки товара покупателю от 23.06.2011 б/н, заключенного между ПК «МЗКПД» (Поставщик) с ООО «Строительно-монтажная компания» (Покупатель) «Поставщик обязуется передать в собственность Покупателю, в т.ч. бетон В30, F300, W6 в ассортименте, количестве и качестве, установленных Договором, а Покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенные Договором денежные средства (цену)».

Согласно анализу представленных ПК «МЗКПД» калькуляций, копий счетов, счет-фактур, товарных накладных, выставленных приобретателям в 2011г. установлено: наименование товара – «бетон товарный М 400», «бетон В30, F300, W6».

На основании вышеуказанного анализа предварительно продуктовые границы рынка определены как товарный бетон М-400.

При выявлении свойств товара определяющих выбор покупателя анализировалось функциональное назначение товара; применение товара; качественные характеристики; технические характеристики; цена; условия реализации.

1. Функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства: применяется для гидротехнических сооружений, изготовления ЖБИ, при возведении мостов с проложенными по ним авто- и железными дорогами.

Бетон М400 имеет достаточно высокий класс прочности и износостойкости, что позволяет его использовать при строительстве объектов со специфическими требованиями. Его необходимость возникает при строительстве конструкций, которые имеют специальные технические требования для тяжелых условий последующих их эксплуатации.

Из ответов приобретателей установлено, что товарный бетон М400 используется для производства строительно-монтажных работ для заказчиков.

Бетон М400 не используют в индивидуальном строительстве по нескольким причинам: его прочность выше, чем того требует технология; быстрое время застывания; из-за высокого содержания цемента в таком бетоне, он достаточно дорого стоит, что не нужно при индивидуальном строительстве.

2. Применение товара: профессиональное использование.

Сферы применения бетона марки М400: создание железобетонных конструкций и изделий со специальными техническими требованиями; строительство колонн, балок, ригелей; наливания фундамента для тяжелых построек; изготовление износостойких полов в цехах и на заводах.

3. Качественные характеристики:

Бетон марки М400 изготавливается только из гранитного щебня. Допускается наличие специальных добавок и пластификаторов.

4. Технические характеристики: В соответствии с ГОСТом 7473 «Смеси бетонные. Технические условия» бетон М-400 характеризуется такими показателями: класс прочности – В30; класс морозостойкости: F100-F300; класс водопроницаемости – W6-W12; класс подвижности до застывания – П3-П5; класс жесткости до затвердения – Ж1-Ж4.

5. Условия реализации: оптовая реализация.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2001.

Рассматривая вопрос о взаимозаменяемости товарного бетона М-400 по производству, можно отметить, что технологический процесс их производства не может быть полномасштабно заменен на производство с другими технологическими процессами, из-за высоких технико-экономических барьеров.

Кроме того, ОК 029-2007 не предусматривает подгруппы деятельности в группе 26.63 «Производство товарного бетона».

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Группа покупателей выделена по способу и формам участия в обороте товара – оптовые приобретатели.

При выявлении взаимозаменяемых товаров использован метод «тест гипотетического монополиста», для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Имеет ли возможность Ваша организация заменить используемые для изготовления собственной продукции товарный бетон М-400 на другие товары». В результате проведения «теста гипотетического монополиста» установлено,

что приобретатели не готовы заменить товарный бетон М-400 другими товарами, при этом выбор и покупка конкретной марки бетона определяется проектной документации.

Кроме того, товарный бетон М-400 и товарные бетоны М-100, М-150, М-200, М-300 не относятся к взаимозаменяемым, поскольку в связи с заменой марки бетона приобретатель несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как товарный бетон М-400.

V. Определение географических границ товарного рынка

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

ПК «МЗКПД», являющийся объектом антимонопольного контроля согласно уставу, утвержденному Общим собранием арендаторов арендного предприятия «МЗКПД» протоколом № 1 от 01.12.1999 и зарегистрированному Постановлением Мэра г. Магадана № 4298 от 23.12.1999 с учетом дополнений 1.2 в Устав ПК «МЗКПД», зарегистрированный Постановлением Мэра г. Магадана № 1847 от 03.08.2000 осуществляет деятельность, в том числе производство и реализацию строительных материалов на территории Магаданской области. Согласно выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения ПК «МЗКПД» является субъект РФ (регион) – Магаданская обл.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах предоставленных территориальному органу полномочий на территории Магаданской области.

Предварительно географические границы товарного рынка определены границами территории Магаданской области, установленными Законом Магаданской области от 28.12.2001 № 218-ОЗ «Устав Магаданской области».

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учтено следующее:

– существование условий и возможность для перемещения товара между территориями муниципальных образований, входящих в состав Магаданской области;

– требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);

– организационно-транспортные схемы приобретения товара потребителями;

– отсутствие завоза в Магаданскую область товарного бетона М-400;

– региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения);

– установившиеся связи между производителями и потребителями;

– транспортные расходы.

На территории Магаданской области имеются производители товарного бетона М-400, обеспечивающие потребности рассматриваемой группы приобретателей. С учетом транспортных расходов цена на товарный бетон М-400, поставляемый с каких-либо территорий, возрастает более чем на 10 процентов средневзвешенной цены товара, доступного приобретателям в пределах Магаданской области, вследствие чего поставка из других субъектов РФ становится экономически невыгодной для приобретателей.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено следующими методами: методом установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах); методом, основанным на выявлении продавцов товара, и позволяющим однозначно установить географическое расположение районов продаж.

Исходя из представленной информации географическое расположение районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке установлено границами территории Магаданской области.

В результате проведения метода, основанного на выявлении продавцов товара, и позволяющего однозначно установить географическое расположение районов продаж, установлено нижеследующее:

Во-первых, выяснялись хозяйствующие субъекты, осуществляющие завоз в Магаданскую область товарного бетона М-400. Из ответа департамента строительства администрации Магаданской области от 11.07.2012 № 0865 установлено, что «ни один из хозяйствующих субъектов не осуществляет завоз в Магаданскую область товарного бетона М-400».

Во-вторых, выяснялось мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечали на вопрос: «У каких организаций – производителей, расположенных за пределами муниципального образования «Город Магадан» и в каком количестве Вы предпочтете покупать продукцию (товарный бетон М-400), если цена на товар в пределах муниципального образования «Город Магадан» долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 процентов, а цена за пределами таких границ останется прежней» (укажите наименование организации – производителя). Из ответов приобретателей определено следующее: в результате указанного в вопросе повышения цены приобретатели будут решать вопрос с учетом стоимости транспортных расходов.

С учетом установленного, границы выявленной территории Магаданской области признаются географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

Законом Магаданской области от 28.12.2001 № 218-ОЗ «Устав Магаданской области» утверждены границы территории Магаданской области.

На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка товарного бетона М-400 определены географическими границами территории Магаданской области, установленными Законом Магаданской области от 28.12.2001 № 218-ОЗ «Устав Магаданской области».

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В силу пункта 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке товарного бетона М-400, входят, в основном специализирующиеся предприятия, для которых он является одним из основных видов товаров в сфере продаж, а также предприятия, осуществляющие промышленную и дорожно-строительную деятельность с применением товарного бетона М-400.

При этом, анализ состава хозяйствующих субъектов, реализующих рассматриваемый товар, показал, что ряд хозяйствующих субъектов производят товарный бетон М-400 для собственных нужд, который используется как компонент для собственного производства железобетонных конструкций для строительства.

Приобретателями товарного бетона являются предприятия по производству железобетонных изделий и конструкций, строительные организации и дорожные предприятия, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка товарного бетона М-400, определены хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке (идентификация):

ПК «МЗКПД» – ул. Южная, д. 12, г. Магадан, Магаданская область, 685002.

ОАО «Усть-СреднеканГЭСстрой» – ул. Пролетарская, д. 84, корп. 2, г. Магадан, Магаданская область, 685030.

ООО «Стройзаказ» – ул. Якутская, д. 71, г. Магадан, Магаданская область, 685000.

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

 

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию товарного бетона М-400 в географических границах Магаданской области по итогам 2011г.

Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (реализации) товарного бетона М-400 в 2011г. в натуральном выражении в географических границах Магаданской области.

Объем товарной массы и доли хозяйствующих субъектов в соответствующих границах представлены в нижеследующей таблице №1.

Таблица № 1

Объемы рынка продаж (реализации) товарного бетона М-400 в географических границах Магаданской области и доли хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке за 2011г.

Наименование хозяйствующего субъекта

2011 год

Объем рынка

продаж (реализации)

товарного бетона М-400 ,

м3

Доля,

%

ПК «МЗКПД»

 

69,61

ОАО «Усть-СреднеканГЭСстрой»

 

8,13

ООО «Стройзаказ»

 

22,26

Всего:

 

100

СR3

 

100

HHI

 

5 407,16

На рынке продаж (реализации) товарного бетона М-400 в географических границах Магаданской области в 2011г. присутствовало 3 хозяйствующих субъекта.

Как видно из представленных данных на рынке продаж (реализации) товарного бетона М-400 в географических границах Магаданской области в 2011г. основным продавцом являлось ПК «МЗКПД» с долей 69,61%. Исходя из показателей рыночной концентрации (70%<CR3≤100%; HHI равным 5 407,16), рынок продаж (реализации) товарного бетона М-400 в географических границах Магаданской области можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– экономические ограничения, связанные с транспортными расходами, что существенно сужает географию поставок, затрудняет доступ новых хозяйствующих субъектов;

– экономические ограничения, связанные с отсутствием доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

– административные ограничения, связанные с необходимостью соблюдения стандартов и предъявляемых к качеству требованиям;

– технологическая особенность товарного бетона М-400 (невозможность хранения и длительной доставки);

– ограничение по спросу.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия значительных барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

1. Проведенный анализ рынка товарного бетона М-400 показывает, что рассматриваемый рынок в пределах определенных географических границ, является высококонцентрированным.

2. На рынке товарного бетона М-400 в географических границах Магаданской области по итогам 2011г. выявлены признаки наличия доминирующего положения ПК «МЗКПД» с долей более 50%.