Анализ рынка утилизации и вывоза ТБО на территории п. Синегорье Ягоднинского района Магаданской области по итогам 2011 – 1п/г 2012г.г.

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов и рынке услуг по утилизации (захоронению)  на территории  п. Синегорье Ягоднинского района Магаданской области по итогам 2011 – 1п/г 2012г.г.

 26.11.2012

г. Магадан

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (ТБО) и рынке услуг по утилизации (захоронению) на территории  п. Синегорье Ягоднинского района Магаданской области проведены отделом контроля размещения государственного заказа с целью определения положения ООО «ЖУК «Синегорье» при рассмотрении дела в отношении указанного Общества по признакам злоупотребления им доминирующим положением на вышеназванном рынке услуг.

Настоящее исследование проведено в соответствии:

- с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220;

 - административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5,

- нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в области оказания изучаемых услуг.  

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка при анализе состояния конкурентной среды на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались:

- информация полученная от администрации Муниципального образования «Поселок Синегорье»;

- сведения, полученные от юридических лиц - продавцов  товара (услуг).

Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванных рынках  проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– уровня концентрации товарного рынка;

– барьеров входа на товарный рынок.

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3. Порядка.

II. Предмет исследования

Предметом данного исследования является  – определение состояния конкурентной среды на рынке услуг  по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (ТБО) и рынке услуг по утилизации (захоронению) на территории  п. Синегорье Ягоднинского района, Магаданской области.

Цели и задачи исследования:

- выявление круга участников рынка: продавцов услуг, потребителей услуг;

- основные виды деятельности продавцов услуг;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) на рынке изучаемом рынке;

- использование результатов исследования при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка  с учетом целей исследования определен разделом II Порядка. 

Согласно п. 2.1. Порядка - временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с п. 2.2. Порядка исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи с чем, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке,  а  именно изучаются характеристики рынка, которые сложились на момент исследования, с учетом заключенных договоров.

На основании вышеизложенного, временной интервал исследования обозначен 2011г. и 1 п/г 2012г.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

В «Правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (Постановление Правительства РФ от 10.02.97 №155, в действующее редакции) под термином «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО) понимают отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений и др.).

Деятельность по удалению и обработке твердых отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», группа 90.00 – удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность, которая включает в себя следующие подгруппы:

90.00.1 – удаление и обработка сточных вод.

 Эта группировка включает обработку жидких отходов:

 - отвод бытовых сточных вод через  канализационную  сеть или другими способами, их обработку и удаление;

 - очистку сточных вод методом разбавления, фильтрования, седиментации,  химического осаждения, обработки активным илом и другими способами;

- техническое обслуживание канализационных систем;

- опорожнение  и  чистку  выгребных  ям,  отстойников  и септиков,    обслуживание    туалетов    с    химической  стерилизацией;

 - обработку сточных вод плавательных бассейнов;

 - обработку сточных вод промышленных предприятий;

90.00.2 – удаление и обработка твердых отходов, которая включает в себя:

 - сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;

- сбор и удаление строительного мусора;

- уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: - измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;

- обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы.

90.00.3 – уборка территории и аналогичная деятельность, эта группировка включает:

- сбор  мусора  из  мусорных урн в общественных местах и его вывоз;

 - подметание   и   поливку  улиц,  дорог,  мест  стоянки автотранспортных средств и т.п.;

- очистку  от  снега  и  льда  улиц,  дорог,  взлетно - посадочных полос на аэродромах  и  т.п.,  в  том  числе  посыпание песком или солью.

Услуги, входящие в одну классификационную группу не являются взаимозаменяемыми по отношению к предмету исследования, так как не соответствуют целям исследования, а так же имеют разную необходимую материально – техническую базу и цены  при замене одних услуг другими. 

При выявлении свойств товара определяющих выбор потребителя анализировались следующие критерии:

Функциональное назначение услуги определялось исходя из целей исследования и на основании предметов заключенных договоров на услуги по утилизации (захоронению) и транспортировке (вывозу) ТБО.

  1. по  коду 90.00.2, в отношении  сбора мусора, хлама, отбросов и отходов; уничтожения отходов методом сжигания или другими способами: - измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов - эти виды деятельности являются общими, а остальные – специальными.

Так согласно копиям представленных договоров (№47/1-УО от 01.08.2009), предметом договора является утилизация (захоронение) твердых, бытовых отходов из мусорокамер и мусорных баков.

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (
ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления").

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

На территории п. Синегорье не применяется система раздельного сбора мусора, а также в связи с ограниченностью производственных мощностей  и существующих участников рынка по  переработке мусора, услуги по переработке и захоронению отходов можно рассматривать как товары-заменители.

На территории п. Синегорье, утилизация (захоронение) ТБО осуществляют методом свалки на земле.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
2. по  коду 90.00.3 -  сбор  мусора  из  мусорных урн в общественных местах и его вывоз.

Согласно копиям представленных договоров (№24/2 от 11.01.2012г.), предметом договора является очистка и вывоз ТБО.

Транспортирование (вывоз) отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (Федеральный закон «89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», в действ. редакции).

Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки.

Транспортирование (вывоз) отходов не является лицензируемой деятельностью, в связи с чем, управляющей организации самостоятельно осуществляющей транспортирование ТБО на полигон, при условии заключения договора на размещение отходов с третьим лицом лицензия также не требуется (сбор отходов освобожден от лицензирования Президиумом ВАС, а транспортирование – самим законом).

– качественные характеристики -  перечень оказываемых компаниями услуг, материально- техническое обеспечение компании, уровень обслуживания.

– цена - данный фактор отражает стоимость  услуг

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Тарифы на вывоз ТБО  устанавливаются предприятиями оказывающими данный вид услуг самостоятельно для физических  и юридических лиц исходя из затрат предприятия.

Тарифы на утилизацию ТБО для всех хозяйствующих субъектов (юридических лиц) устанавливались одинаковые и составили в 2010г. – 135,71 руб. за 1куб.м; в 2011г. – 106,66 руб. 1куб.м; в 1 п/г 2012г. – 86,30 руб. 1куб.м.

– дифференциация по месту расположения:

Местонахождение компаний готовых осуществлять услуги по утилизации (захоронению) и вывозу (транспортировке) ТБО может стать серьезным конкурентным преимуществом. Так, компании расположенные вне географических (локальных) границ рынка (других поселках Ягоднинского района, или других районах Магаданской области),  вдали от потребителя из – за транспортных и иных дополнительных  расходов могут нести значительные финансовые затраты, которые в конечном счете  войдут в себестоимость услуги и сделают ее непривлекательной для потребителей.

Таким образом,  установлено, что компании расположенные в границах муниципального образования имеют преимущество, так как они расположены близко к потребителям услуг и имеют возможность быстро реагировать на их запросы. 

На основании вышеизложенного, исходя из целей исследования  рынков, были выделены следующие продуктовые границы:

 - услуги по вывозу (транспортировке) ТБО;

- услуги по утилизации (захоронению ТБО).

V. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

– предварительное определение географических границ товарного рынка;

– выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

– определение территорий входящих в географические границы товарного рынка.

В соответствии с п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации: об организационно-транспортной схеме приобретения товара приобретателями; о возможности перемещения товара (услуги) к покупателю или покупателя к товару (услуге);  о расходах, связанных с поиском и приобретением товара (услуги) и транспортных расходах, об региональных особенностях спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения).

Предварительно географические границы товарного рынка, исходя из целей исследования,  определены  - территорией п. Синегорье Ягоднинского района Магаданской области.

Согласно п. 4.5 Порядка предварительно определенные географические границы товарных  рынков уточнялись в соответствии с методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемых товарных рынках.

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя учитывалась  дальность нахождения места захоронения ТБО, что так же влияет на стоимость услуги.

Стоимость услуг по утилизации и вывозу (транспортровке) ТБО на территории п. Синегорье не является сопоставимой со стоимостью аналогичных услуг в других районах области, так как тарифы на такие услуги устанавливаются в зависимости от  расстояния, стоимости автомобильного топлива в местах заправки, аренды (лизинга) автомобиля и т.д.

Учитывая указанную специфику, географические границы рынков услуг по вывозу (транспортировке), утилизации (захоронению) ТБО следует считать местными (локальными).

Таким образом,  в результате анализа предварительно определенные географические границы обозначены территорией п. Синегорье Ягоднинского района Магаданской области н признаются географическими границами рассматриваемых товарных рынков.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

ТБО являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения, предприятий и организаций. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях.

Исходя из информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ, а также согласно информации представленной  администрацией муниципального образования п. Синегорье и хозяйствующими субъектами, осуществлявшими изучаемые виды услуг в 2011 – 1п/г 2012г.г. на территории п. Синегорье Ягоднинского района  услуги оказывали (продавцы):

- по вывозу (транспортировке) ТБО: ООО «ЖУК «СИНЕГОРЬЕ» (ИНН 4908011156, 686222, Магаданская обл., Ягоднинский район, п. Синегорье, ул. О. Когодовского, д.17);

- по утилизации (захоронению): МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» (ИНН 4908007368, 686222, Магаданская обл., Ягоднинский район, п. Синегорье, ул. 2квартал, д.3а, а/я 92). Лицензия № ОП-76-004354 (49) от 29.09.2010г.

Покупателями услуг по утилизации (захоронению) ТБО являются юридические лица (в том числе управляющие компании), индивидуальные предприниматели. Услуги оказываются в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по утилизации (захоронению) ТБО.

Покупателями услуг на рынке по вывозу (транспортировке) ТБО являются физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели. Услуги оказываются в соответствии с заключенными договорами: для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  на оказание услуг по вывозу ТБО; для собственников многоквартирных домов на основании договоров по управлению  многоквартирного дома.

Покупатели услуг, вправе заключать договоры на транспортировку (вывоз) ТБО с любым автопредприятием, имеющим соответствующую материально – техническую базу. Однако, по  данным представленным администрацией муниципального образования п. Синегорье  иные хозяйствующие субъекты в исследуемый период времени  - отсутствовали.

Согласно п. 5.2 Порядка, при определении состава хозяйствующих субъектов количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов оказывавших в изучаемый период времени исследуемые виды услуг.

  1. Количественной характеристикой объема оказанных услуг на рынке  утилизации (захоронения) ТБО -  является объем оказанных услуг в натуральном выражении (куб.м./к-во закл. договоров).

Учитывая что, МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» являлось единственным хозяйствующим субъектом оказывавшем в 2011г. и 1п/г 2012г. на территории п. Синегорье услуги по утилизации (захоронению) ТБО, доля его составила по итогам 2011г. и 1п/г 2012г. - 100%. HHI = 10000. В отношении хозяйствующего субъекта выявлены признаки доминирующего положения. Объемы оказанных предприятием услуг по утилизации (захоронению) ТБО представлены в таблице. 

Показатели

2010

2011

1п/г 2012

метров куб.

к-во договоров

метров куб.

к-во договоров

метров куб.

к-во договоров

Всего

7445,0

60

6713,2

57

3789,97

60

Рынок является монополизированным. Конкуренция отсутствует   

Количественной характеристикой объема рынка услуг по вывозу (транспортировке) ТБО является объем оказанных услуг в стоимостном выражении (тысяч рублей).

Учитывая что, ООО «ЖУК Синегорье» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывавшем в 2011г. и 1 п/г 2012г. на территории п. Синегорье услуги по вывозу (транспортировке) ТБО, доля его составила по итогам 2011г. и 1п/г 2012г. - 100%. HHI = 10000.

В отношении хозяйствующего субъекта выявлены признаки доминирующего положения. Рынок является монополизированным. Конкуренция отсутствует  

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Процедура определения барьеров входа на товарный рынок проведена в соответствии с разделом VIII Порядка.

Качественными показателями, характеризующими структуру товарных рынков, являются: наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости.

При анализе основными барьерами входа на товарный рынок по утилизации (захоронению) и транспортировке (вывозу) ТБО определены следующие ограничения

Административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно: к обращению с опасными отходами; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обращению с опасными отходами. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под понятием «обращение с отходами» понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 №511. ТБО, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам III-IV класса опасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.12 №255, обращение с ТБО III-IV класса опасности требует получения лицензии. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, круг участников данного процесса ограничен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке:

Рынок услуг по утилизации (захоронению) ТБО на территории п. Синегорье в  2011 – 1п/г 2012г.г. является монополизированным. Конкурентная среда не развита. Доступ хозяйствующих субъектов на рынок затруднен. МУП «Синегорьевское МПП ЖКХ и Э» являлось единственным хозяйствующим субъектом оказывавшем в 2011г. и 1п/г 2012г. на территории п. Синегорье услуги по утилизации (захоронению) ТБО, доля его составила по итогам 2011г. и 1п/г 2012г. - 100%.

Рынок услуг по вывозу (транспортировке)  ТБО на территории п. Синегорье в  2011 – 1п/г 2012г.г. является монополизированным. Конкурентная среда не развита. Доступ хозяйствующих субъектов на рынок затруднен. ООО «ЖУК «Синегорье» являлось единственным хозяйствующим субъектом оказывавшем в 2011г. и 1п/г 2012г. на территории п. Синегорье услуги по вывозу (транспортировке) ТБО, доля его составила по итогам 2011г. и 1п/г 2012г. - 100%.

X. Предложения по развитию конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами:

1. Осуществлять контроль за развитием конкуренции на рынках услуг по утилизации (захоронению) и вывозу (транспортировке) ТБО в п. Синегорье.

2. По результатам исследования рынка услуг предлагаю включить ООО «ЖУК «СИНЕГОРЬЕ» в «Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на определенном товарном рынке долю более 35%...» по услугам вывоза (транспортировке) ТБО с долей более 50% в географических границах п. Синегорье Ягоднинского района Магаданской области.