Анализ рынка рынке платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «поселок Ола» по итогам 2011-2012гг.

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «поселок Ола» по итогам 2011-2012гг.

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «поселок Ола» проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее Порядок проведения анализа) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, с целью установления доминирующего положения  при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ольская центральная районная больница» (далее МОГБУЗ «Ольская ЦРБ») по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от департамента здравоохранения администрации по Магаданской области, МОГБУЗ «Ольская ЦРБ»,  приобретателей услуг, а также данные иных источников информации.

II. Предмет исследования

Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с оказанием платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «поселок Ола».

Анализ рынка выполняется в отношении прохождения медицинских осмотров при приеме на работу декретированной группы населения, прохождения медицинских периодических осмотров декретированной группы населения, прохождения медицинских осмотров при приеме на работу во вредных условиях труда, прохождения медицинских периодических осмотров работающих во вредных условиях труда, прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, прохождения медицинских осмотров на право ношения оружия, прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспортным средством, бактериологических исследований для юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей.

Справочно:

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарных рынков определен с учетом цели исследования рынков и в соответствии с требованиями раздела II Порядка проведения анализа –2011-2012гг.

Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка проведения анализа все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; номенклатуры работ и услуг в здравоохранении (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004); договоров, заключенных в отношении медицинских услуг; счетов-фактур, реестров медицинского периодического осмотра, выставленных МОГБУЗ «Ольская ЦРБ»; ценового соглашения  по платным медицинским услугам, оказываемым кабинетом платных медицинских услуг учреждения; прейскурантов цен на исследования, проводимые бактериологической лабораторией учреждения.

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (признан утратившим силу в связи с утверждением Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (вступил в силу с 1 января 2013г.)), Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 «Об утверждении Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 302 от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», Постановление Губернатора Магаданской области от 28.06.1997 № 159 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг населению учреждениями здравоохранения Магаданской области», Приказ департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 23.01.2012 № 54 (в ред. приказа от 05.04.2012 № 210) «О порядке получения разрешений на оказание платных медицинских услуг и иных услуг населению государственными учреждениями, подведомственными департаменту здравоохранения администрации Магаданской области», Постановление администрации МО «Ольский район» от 24.06.2011 № 198 «О порядке определении платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений МО «Ольский район», подведомственных администрации МО «Ольский район», и др.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, платным медицинским услугам соответствует раздел N «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подраздел NA «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», класс 85 «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подкласс 85.1 «Деятельность в области здравоохранения», группа 85.11 «Деятельность лечебных учреждений», код 85.11.1 «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных».

Согласно пункту 1.1 договоров по проведению периодических медицинских осмотров (обследований), заключенных МОГБУЗ «Ольская ЦРБ» в 2011 году, «Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников Заказчика, Заказчик обязуется оплатить фактически оказанные услуги в размере, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором».

Согласно пункту 1.1 договоров об оказании платных медицинских услуг (периодических медицинских осмотров), представленных в процессе рассмотрения дела, заключенных МОГБУЗ «Ольская ЦРБ» в 2012 году, «Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя осуществление медицинского осмотра работников, руководствуясь приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 302 от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Согласно счет-фактурам, реестрам медицинского периодического осмотра, выставленным МОГБУЗ «Ольская ЦРБ» заказчикам, установлены наименования услуг, входящих в состав платных медицинских услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований): прием врача терапевта; прием врача дерматовенеролога; прием врача психиатра-нарколога; прием врача офтальмолога; прием врача отоларинголога; прием врача невролога; прием врача хирурга; прием врача психиатра; прием врача гинеколога (для женщин), анализ общий первичный; анализ мочи общий; прием, регистрация и выдача результата; рентгенография легких в двух проекциях; электрокардиография; расшифровка, описание и интерпритация электрокардиографических данных; взятие венозной крови; обработка венозной крови; исследование уровня глюкозы в крови; исследование уровня холестерина в крови.

Согласно ценовому соглашению по платным медицинским услугам и прейскуранту цен на исследования, проводимые бактериологической лабораторией, согласованным Главой МО «Ольский район» в 2011 году, установлен перечень платных медицинских услуг, оказываемый кабинетами платных медицинских услуг (кабинетом платных медицинских осмотров, кабинетом предрейсовых и послерейсовых осмотров) и бактериологической лабораторий учреждения.

Согласно приложению 1 к плановой стоимости услуг в 2012 году, представленному МОГБУЗ «Ольская ЦРБ», учреждением установлены цены за прохождение медицинских осмотров при приеме на работу декретированной группы населения, прохождение медицинских периодических осмотров декретированной группы населения, прохождение медицинских осмотров при приеме на работу во вредных условиях труда, прохождение медицинских периодических осмотров работающих во вредных условиях труда, прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, прохождение медицинских осмотров на право ношения оружия, прохождение медицинских осмотров на право вождения автотранспортным средством, бактериологические исследования.

На основании вышеуказанного анализа предварительно продуктовые границы рынка определены как платные медицинские услуги в части прохождения медицинских осмотров при приеме на работу декретированной группы населения, прохождения медицинских периодических осмотров декретированной группы населения, прохождения медицинских осмотров при приеме на работу во вредных условиях труда, прохождения медицинских периодических осмотров работающих во вредных условиях труда, прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, прохождения медицинских осмотров на право ношения оружия, прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспортным средством, бактериологических исследований.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализировалось функциональное назначение товара; применение товара; качественные характеристики; технические характеристики; цена; условия реализации.

1. Функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства: определение возможности использования специалистов на определенных рабочих местах; для получения разрешения на право ношения оружия; для получения водительского удостоверения; для трудоустройства; для предъявления по месту требования медицинского заключения.

Из ответов приобретателей установлено, что платные медицинские услуги (в разрезе бактериологических исследований, прохождения медицинских осмотров, прохождения предрейсовых и послерейсовых осмотров) используются для определения годности их в профессиональной деятельности.

2. Применение товара: профессиональное использование.

3. Качественные характеристики: определяются порядком и стандартами, установленными нормативными актами в здравоохранении.

4. Технические характеристики: в соответствии с требованиями и правилами, установленными нормативными правовыми актами здравоохранения.

5. Цены: устанавливаются учреждением на основании нормативных правовых актов, принятых учредителями учреждения.

6.Условия реализации: услуги оказываются кабинетом платных медицинских услуг и бактериологической лабораторией на основании списка, представленного заказчиками, по результатам обследования выдается медицинское заключение или обобщение результатов исследования.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

ОК 029-2007 предусматривает следующие виды деятельности в группе 85.11 «Деятельность лечебных учреждений»: подгруппу 85.11.1 «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных»; подгруппу 85.11.2 «Деятельность санаторно-курортных учреждений».

Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных и деятельность санаторно-курортных учреждений не могут рассматриваться как взаимозаменяемыми услугами.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Определение продуктовых границ товарного рынка основано на сплошном опросе мнений покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

При выявлении взаимозаменяемых товаров использован метод «тест гипотетического монополиста», для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Какими услугами и в каком объеме Вы предпочтете заменить платные медицинские услуги (в разрезе бактериологических исследований, прохождения медицинских осмотров, прохождения предрейсовых и послерейсовых осмотров), если цены на указанные услуги долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены на остальные услуги останутся неизменными», установлено, что приобретатели не готовы заменить указанные платные медицинские услуги другими услугами.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как платные медицинские услуги в части прохождения медицинских осмотров при приеме на работу декретированной группы населения, прохождения медицинских периодических осмотров декретированной группы населения, прохождения медицинских осмотров при приеме на работу во вредных условиях труда, прохождения медицинских периодических осмотров работающих во вредных условиях труда, прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, прохождения медицинских осмотров на право ношения оружия, прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспортным средством, бактериологических исследований.

V. Определение географических границ товарного рынка

Предварительное определение географических границ товарного рынка

проведено на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

МОГБУЗ «Ольская ЦРБ», являющееся объектом антимонопольного контроля согласно уставу, утвержденному начальником департамента здравоохранения администрации Магаданской области приказом № 796 от 14.12.2012 в качестве основного вида деятельности осуществляет деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных, определенных п. п. 3.2.1 – 3.2.29 Устава. Пунктом 3.5 Устава установлено, что учреждение, кроме основных видов деятельности, предусмотренных ставом, вправе выполнять следующие виды деятельности, приносящие доход: акушерско-гинекологические услуги; услуги бактериологической лаборатории; экспертиза профпригодности; экспертиза на право владения оружием; предварительные и периодические медицинские осмотры; предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей транспортных средств. При этом кабинеты платных медицинских услуг и бактериологическая лаборатория расположены в пос. Ола. Согласно выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения МОГБУЗ «Ольская ЦРБ» является субъект РФ (регион) – Магаданская обл., наименование населенного пункта – Ола рп.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах предоставленных территориальному органу полномочий на территории Магаданской области.

Предварительно географические границы товарного рынка определены границами территории муниципального образования «поселок Ола», установленными Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области».

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учтено следующее:

– требования статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации в части оказания медицинских услуг по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения;

– организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

– установившиеся связи между исполнителем и заказчиками;

– отсутствие возможности перемещения услуги к покупателю;

– региональные особенности спроса на рассматриваемые услуги (включая потребительские предпочтения), в т.ч. территориальное расположение исполнителя услуг;

– транспортные расходы.

На территории муниципального образования «поселок Ола» имеется исполнитель платных медицинских услуг по бактериологическим исследованиям, медицинским осмотрам (периодическим), медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), обеспечивающий потребности рассматриваемой группы приобретателей. С учетом транспортных и командировочных расходов цены на указанные платные медицинские услуги, оказываемые на каких-либо территориях, возрастут более чем на 10 процентов средневзвешенных цен услуг, доступных приобретателям в пределах территории муниципального образования «поселок Ола», вследствие чего заказывать медицинские услуги у продавцов, расположенных на каких-либо иных территориях становится нецелесообразным и экономически невыгодным для приобретателей .

Определение географических границ товарного рынка осуществлено следующими методами методом «теста гипотетического монополиста»; методом установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Исходя из представленной информации, географическое расположение районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке, установлено границами территории муниципального образования «поселок Ола».

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» выяснялось мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечали на вопрос: «У каких организаций – исполнителей, расположенных за пределами муниципального образования «поселок Ола» и в каком количестве (объеме) Вы предпочтете заказывать платные медицинские услуги (в разрезе бактериологических исследований, прохождения медицинских осмотров, прохождения предрейсовых и послерейсовых осмотров), если цены на указанные услуги в пределах муниципального образования «поселок Ола» долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены за пределами таких границ останутся прежними» (укажите наименование организации – исполнителя). Из ответов приобретателей определено, что гипотетическое увеличение цены на медицинские услуги, оказываемые в пределах пос. Ола не ведет к тому, что приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях).

С учетом установленного, границы выявленной территории муниципального образования «поселок Ола» признаются географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров при приеме на работу декретированной группы населения, прохождения медицинских периодических осмотров декретированной группы населения, прохождения медицинских осмотров при приеме на работу во вредных условиях труда, прохождения медицинских периодических осмотров работающих во вредных условиях труда, прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, прохождения медицинских осмотров на право ношения оружия, прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспортным средством, бактериологических исследований определены географическими границами территории муниципального образования «поселок Ола», установленными Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области».

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В силу пункта 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке платных медицинских услуг, относятся медицинские организации – юридические лица независимо от организационно правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность и предоставляющие платные медицинские услуги потребителям.

Приобретателями являются хозяйствующие субъекты, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, имеющие намерение заказать (приобрести) либо заказывающие (приобретающие) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителей (физических лиц), а также физические лица.

Согласно информации представленной департаментом здравоохранения администрации Магаданской области в ответ на запрос управления от 26.11.2012 № 01-10/3074 установлено, что единственным юридическим лицом, выполнявшим в период 2011-2012гг. работы (услуги) при осуществлении доврачебной медицинской помощи, в т.ч. по лабораторной диагностике, лечебному делу, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), и имеющим лицензии № 49-01-000002, 49-01-000153, 49-01-000170 на осуществление медицинской деятельности, на территории муниципального образования «поселок Ола» является МОГБУЗ «Ольская ЦРБ» (юридический адрес: Российская Федерация, Магаданская область, Ольский район, п. Ола, ул. Лесная, д. 24).

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров при приеме на работу декретированной группы населения, прохождения медицинских периодических осмотров декретированной группы населения, прохождения медицинских осмотров при приеме на работу во вредных условиях труда, прохождения медицинских периодических осмотров работающих во вредных условиях труда, прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, прохождения медицинских осмотров на право ношения оружия, прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспортным средством, бактериологических исследований, определен хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом рынке (идентификация):

Магаданское бюджетное учреждения здравоохранения «Ольская центральная районная больница» – ул. Лесная, д. 24, пос. Ола, Ольский район, Магаданская область, 686910 (до 2012г.).

С 2012 года в связи со сменой учредителя (переход в государственную собственность) учреждение преобразовано в Магаданское областное государственное бюджетное учреждения здравоохранения «Ольская центральная районная больница» – ул. Лесная, д. 24, пос. Ола, Ольский район, Магаданская область, 686910.

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке была использована информация, которая содержится в ответах МОГБУЗ «Ольская ЦРБ» по оказанию платных медицинских услуг. Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских осмотров при приеме на работу декретированной группы населения, прохождения медицинских периодических осмотров декретированной группы населения, прохождения медицинских осмотров при приеме на работу во вредных условиях труда, прохождения медицинских периодических осмотров работающих во вредных условиях труда, прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, прохождения медицинских осмотров на право ношения оружия, прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспортным средством, бактериологических исследований) в географических границах муниципального образования «поселок Ола» по итогам 2011-2012гг.

Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских осмотров при приеме на работу декретированной группы населения, прохождения медицинских периодических осмотров декретированной группы населения, прохождения медицинских осмотров при приеме на работу во вредных условиях труда, прохождения медицинских периодических осмотров работающих во вредных условиях труда, прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, прохождения медицинских осмотров на право ношения оружия, прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспортным средством, бактериологических исследований) в 2011-2012гг. в натуральном выражении в географических границах муниципального образования «поселок Ола».

Объем товарной массы и доли хозяйствующих субъектов в соответствующих границах представлены в нижеследующей таблице №1.

Таблица № 1

Объемы рынка продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских осмотров при приеме на работу декретированной группы населения, прохождения медицинских периодических осмотров декретированной группы населения, прохождения медицинских осмотров при приеме на работу во вредных условиях труда, прохождения медицинских периодических осмотров работающих во вредных условиях труда, прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, прохождения медицинских осмотров на право ношения оружия, прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспортным средством, бактериологических исследований) в географических границах муниципального образования «поселок Ола» и доли хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке за 2011-2012гг.

Наименование

хозяйствующего субъекта

Объем рынка

продаж (оказания)

платных медицинских услуг,

(шт.)

Доля,

%

Объем рынка

продаж (оказания)

платных медицинских услуг,

(руб.)

Доля,

%

2011 г.

 

В части бактериологических исследований

МБУЗ «ОЦРБ»**

*

*

 

100

Всего:

*

*

 

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению предварительных и  периодических медицинских осмотров (обследований)

МБУЗ «ОЦРБ»**

 

100

 

100

Всего:

 

100

 

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

МБУЗ «ОЦРБ»**

 

100

 

100

Всего:

 

100

 

100

HHI

 

10 000

 

10 000

2012 г.

 

В части бактериологических исследований

МОГБУЗ «ОЦРБ»

*

100

 

100

Всего:

*

100

 

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению предварительных, периодических медицинских осмотров (обследований)

МОГБУЗ «ОЦРБ»

 

100

 

100

Всего:

 

100

 

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению предрейсовых и  послерейсовых медицинских осмотров

МОГБУЗ «ОЦРБ»

 

100

 

100

Всего:

 

100

 

100

HHI

 

10 000

 

10 000

*Согласно информации, представленной МОГБУЗ «Ольская центральная районная больница» учет платных медицинских услуг в части бактериологических исследований за 2011г.а 2012?? в натуральном выражении отсутствует.

**МБУЗ «Ольская центральная районная больница» переименовано в МОГБУЗ «Ольская центральная районная больница».

Как видно из представленных данных на рынке продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских осмотров при приеме на работу декретированной группы населения, прохождения медицинских периодических осмотров декретированной группы населения, прохождения медицинских осмотров при приеме на работу во вредных условиях труда, прохождения медицинских периодических осмотров работающих во вредных условиях труда, прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, прохождения медицинских осмотров на право ношения оружия, прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспортным средством, бактериологических исследований) в географических границах муниципального образования «поселок Ола» в период 2011-2012гг. единственным продавцом являлось МОГБУЗ «Ольская ЦРБ» с долей 100%.

Исходя из показателей рыночной концентрации (70%<CR3≤100%; HHI равным 2 000≤HHI≤10 000), рынок продаж (оказания) платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров при приеме на работу декретированной группы населения, прохождения медицинских периодических осмотров декретированной группы населения, прохождения медицинских осмотров при приеме на работу во вредных условиях труда, прохождения медицинских периодических осмотров работающих во вредных условиях труда, прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, прохождения медицинских осмотров на право ношения оружия, прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспортным средством, бактериологических исследований в географических границах муниципального образования «поселок Ола» можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

– административные ограничения, связанные с необходимостью получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и соответствующего разрешения;

– административные ограничения, связанные с соблюдением обязательных требований к качеству медицинской помощи;

– отсутствие квалифицированных специалистов;

– высокая степень монополизации рынка;

– ограничение по спросу.

За период 2011-2012гг. на рынке не появилось новых хозяйствующих субъектов, способных составить конкуренцию уже присутствующему субъекту рынка. Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия значительных барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

1. Проведенный анализ рынка платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров при приеме на работу декретированной группы населения, прохождения медицинских периодических осмотров декретированной группы населения, прохождения медицинских осмотров при приеме на работу во вредных условиях труда, прохождения медицинских периодических осмотров работающих во вредных условиях труда, прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, прохождения медицинских осмотров на право ношения оружия, прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспортным средством, бактериологических исследований показывает, что рассматриваемый рынок в пределах определенных географических границ является высококонцентрированным.

2. На рынке платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров при приеме на работу декретированной группы населения, прохождения медицинских периодических осмотров декретированной группы населения, прохождения медицинских осмотров при приеме на работу во вредных условиях труда, прохождения медицинских периодических осмотров работающих во вредных условиях труда, прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, прохождения медицинских осмотров на право ношения оружия, прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспортным средством, бактериологических исследований в географических границах муниципального образования «поселок Ола» по итогам 2011-2012 гг. выявлены признаки наличия доминирующего положения МОГБУЗ «Ольская центральная районная больница» с долей более 50%.