Аналитический отчет состояния конкуренции на рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по нарпавлениям: Магадан-Москва, Москва-Магадан по итогам 2011г. - 9 мес 2012 г.

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям:

Магадан-Москва, Москва - Магадан по итогам 2011г.- 9мес. 2012г.

14 января 2013г.

г. Магадан

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по  направлениям Магадан-Москва; Москва-Магадан по итогам 2011г. и 9 мес. 2012г. проведены отделом контроля размещения государственного заказа с целью определения положения хозяйствующих субъектов оказывающих авиаперевозки по данному направлению при рассмотрении дела по признакам злоупотребления ими доминирующим положением на вышеназванном рынке услуг.

Настоящее исследование проведено в соответствии:

- с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220;

 - административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5,

- нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в области оказания изучаемых услуг. 

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка при анализе состояния конкурентной среды на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались:

- сведения ФГУП «Аэропорт Магадан»;

- сведения, полученные от юридических лиц – продавцов услуг. 

Для оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан-Москва, Москва - Магадан проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

– временного интервала исследования товарного рынка;

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– уровня концентрации товарного рынка;

– барьеров входа на товарный рынок.

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3. Порядка.

II. Предмет исследования

Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан-Москва; Москва-Магадан.

Цели и задачи исследования:

- выявление круга участников рынка прямых регулярных авиаперевозок: продавцов услуг, потребителей услуг;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) на рынке изучаемом рынке;

- использование результатов исследования при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка  с учетом целей исследования определен разделом II Порядка. 

Согласно п. 2.1. Порядка - временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с п. 2.2. Порядка исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи с чем, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке,  а  именно изучаются характеристики рынка, которые сложились на момент исследования, с учетом заключенных договоров.

На основании вышеизложенного, временной интервал исследования товарного рынка определен 2011г. и 9 мес. 2012г.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как прямые регулярные авиаперевозки пассажиров.

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе анализа предмета договора (электронных билетов),  нормативных актов, регулирующих деятельность воздушного пассажирского транспорта: Воздушный Кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ (вторая часть), Постановление Правительства РФ от 23.06.2007 № 397 «О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы)», Приказ Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации», Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Согласно Воздушному кодексу пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).

По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

К перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты. Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется соответственно билетом.

Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

Таким образом, согласно имеющимся копиям авиабилетов,  предметом договора авиаперевозки является -  прямая регулярная авиаперевозка по направлениям  Магадан-Москва, Москва-Магадан.

Согласно Общероссийского  классификатора видов экономической деятельности"  "ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 14.12.2011) продуктовые границы изучаемого рынка определены разделом  «I» «Транспорт и связь»; подразделом «TI» «Транспорт и связь»; классом – 62 «деятельность воздушного и космического транспорта»; подклассом – 62.1 «деятельность воздушного транспорта подчиняющегося расписанию»; группой - 62.10 «Деятельность воздушного    транспорта,    подчиняющегося расписанию», которая включает в себя: 62.10.1   Деятельность воздушного     пассажирского    транспорта,  подчиняющегося расписанию; 62.10.2   Деятельность воздушного       грузового    транспорта, подчиняющегося расписанию.

Исходя из предмета и целей исследования  товары, входящие в одну классификационную группу не будут являться взаимозаменяемыми.

Определение продуктовых границ рынка основано так же на мнении покупателей о фактической замене товаров или готовности заменить товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры).

При выявлении свойств товара определяющих выбор потребителя анализировались следующие критерии:

– функциональное назначение товара (услуги):

Авиаперевозка – это комплекс мероприятий, обеспечивающих предоставление пассажиру услуг по перелету по требуемому маршруту, включая информационное обслуживание, продажу авиабилета, обеспечение безопасности на борту самолета и в контролируемой зоне, регистрацию и встречу в аэропорту, обслуживание на борту самолета и обеспечение трансферта.

Прямой рейс – рейс, при котором пассажир не делает пересадок на всем пути следования от пункта вылета, до пункта назначения.

Пассажир – любое лицо, за исключением членов экипажа, которое перевозится или должно перевозиться на воздушном судне в соответствии с договором международной воздушной перевозки.

Согласно опросу потребителей было установлено: 62% респондентов отметили, что целью потребления данной услуги является как личное (отпуска) так и профессиональное (командировки) потребление. 34% отметили только личное потребление и 4% только профессиональное.

50% респондентов отметили, что выбор покупки авиабилета (и планирования отпуска) зависит  от  сезонности оказываемых услуг по авиаперевозкам. 46% дали отрицательный ответ, что говорит  том что выбор потребителей при планировании авиаперелета в основном зависит от цели потребления услуги.

Особенностями поведения покупателей  на товарном рынке является то, что 90% опрошенных  респондентов предпочитают осуществлять авиаперелеты авиакомпаниями, которые оказывают прямые регулярные перевозки и лишь 10% респондентов отметили, что нет разницы при выборе авиакомпании.

– качественные и технические характеристики:

Рейс – полет воздушного судна, состоящий из одного или нескольких этапов полета, на регулярной или нерегулярной основе и выполняемый под одним номером рейса.

Авиаперевозки регулярные: «...Регулярные перевозки - перевозки, осуществляемые на регулярных рейсах, т.е. на рейсах воздушных судов, выполняемых в соответствии с расписанием, опубликованным в установленном порядке, включая перевозки на дополнительных рейсах, т.е. на рейсах, выполняемых дополнительно к расписанию по датам и тому же маршруту, по которому выполняется регулярный рейс..." (Приказ Росстата от 18.08.2011 N 365 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта и связи").

Авиаперевозки нерегулярные: "...Нерегулярные перевозки - перевозки, выполняемые на нерегулярных (чартерных) рейсах, т.е. на рейсах воздушных судов, выполняемых вне опубликованного расписания в соответствии с договором на авиаперевозку, заключенным между заказчиком и авиапредприятием или прочим эксплуатантом воздушного судна..." (Приказ Росстата от 18.08.2011 N 365 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта и связи").

В условиях рыночной экономики качество услуги, как и любого другого товара, является определяющим фактором её конкурентоспособности, в том числе и на воздушном транспорте.

Одним из основных критериев обеспечения качества в гражданской авиации является обслуживания воздушных перевозок.

Основными критериями качества обслуживания воздушных перевозок являются:

- безопасность полетов и авиационная безопасность - как фактор качества обслуживания авиаперевозок должна заключать в себе требования максимальной гарантии отсутствия летных происшествий, а также вреда пассажирам и повреждения коммерческой загрузки, связанных с предпосылками к летным происшествиям;

- обеспечение жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа путём защиты деятельности гражданской авиации  от актов незаконного вмешательства;

- регулярность полетов - является строгое и точное соблюдение расписания полетов регулярных рейсов и графика движения дополнительных и чартерных рейсов, отсутствие задержек вылета рейсов по вине персонала служб гражданской авиации;

- точность и своевременность информации пассажиров обо всех изменениях, связанных с движением самолетов и обслуживанием пассажиров и клиентуры:

- профессионализм и поведение обслуживающего персонала;

- сохранность сдаваемых к перевозке багажа, грузов и почты, соблюдение    сроков доставки багажа, грузов и почты;

- время в пути;

- тип авиа судна осуществляющего перевозку и т.д.

– условия реализации:

Продажа авиабилетов на перевозку пассажиров осуществляется как перевозчиком, так и другими хозяйствующими субъектами в соответствии с действующими заключенными агентскими соглашениями (договорами) между перевозчиком и агентом по продаже, который осуществляет продажу перевозок в строгом соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также с правилами и инструкциями, регулирующими оформление перевозочных документов, применение тарифа, льгот, устанавливаемых перевозчиком.

– цена:

К перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта (ст. 105, "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 28.07.2012).
Провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793) и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

Тарифы и сборы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны быть зарегистрированы и опубликованы перевозчиком в установленном порядке (Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 02.04.2012) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей").

Тариф – утвержденная в установленном порядке сумма, взимаемая перевозчиком за перевозку одного пассажира либо за перевозку единицы массы или объема багажа или груза от пункта отправления до пункта назначения по определенному маршруту.

Между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется с пересадкой (пересадками) на другой(ие) рейс(ы) того же или другого перевозчика через установленный(е) перевозчиком пункт(ы), регистрируется и опубликовывается сквозной пассажирский тариф.

Между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки, регистрируется и опубликовывается прямой пассажирский тариф.

Каждому прямому и сквозному тарифу устанавливаются условия применения тарифа. Условия применения тарифа описываются набором категорий и их значений, которые формируются в установленном порядке.

Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа.

По условиям применения пассажирские тарифы подразделяются на тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (нормальные тарифы), и тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (специальные тарифы).

По классам обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического класса, тарифы бизнес-класса, тарифы первого класса.

В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа.

Пассажирские тарифы могут быть установлены в абсолютной величине или как процент от пассажирского тарифа.

Пассажирские тарифы могут устанавливаться за перевозку в одну сторону (тариф в одну сторону) и за перевозку туда и обратно (тариф туда и обратно).

При формировании тарифов на авиаперевозки авиакомпании ориентируются в первую очередь на возмещение издержек обращения, и обеспечение прибыли (минимизация убытков).

Согласно опросу,  потребители при выборе авиакомпании в первую очередь потребители обращают внимание на цену услуги (64%), затем на время авиаперелета и качество услуг – по 18%; 10% на частоту авиаперелетов и лишь 4% отметили такие критерии как безопасность полета, тип ивасудна и др.

При выявлении взаимозаменяемости услуг (товаров) использовались методы гипотетического монополиста и анализ изменения объема спроса при изменении цен.

 Согласно тесту гипотетического монополиста, а именно задавался вопрос «Как вы поступите, если выбранная Вами авиакомпания повысит цены на выбранные вами услуги в п.1  на 5-10%, а цены на остальные услуги останутся неизменными?», 64% респондентов  предпочитают отказаться от услуг выбранной авиакомпании и выберут другую с менее высокими ценами оказывающую  прямые регулярные авиаперевозки в нужном  направлении. 20% респондентов предпочтут  работать с той же авиакомпанией, и лишь 16% выберут любую авиакомпанию, оказывающую подобные услуги (независимо от того прямой это рейс или транзитный).

О нежелании потребителей заменять прямые регулярные авиаперевозки по выделенным направлениям свидетельствует и тот факт, что, несмотря на рост тарифов на авиабилеты в  2012г. по отношению к  2011г. спрос на изучаемую услугу не только не сократился, а даже вырос, так например, по направлению Магадан-Москва на 11,4% (9 мес. 2011г. – 53128 чел., 9 мес. 2012г. – 59213 чел.), по направлению Москва – Магадан на 11,8% (9 мес. 2011г. – 52484 чел., 9 мес. 2012г. – 58701 чел.).

Услугами заменителем авиаперевозок пассажиров могли бы являться так же услуги по перевозке пассажиров автомобильным, железнодорожным, морским транспортом. Однако, особенности расположения Магаданской области, отсутствие железнодорожного сообщения с ЦРС и другими регионами Дальнего Востока, отсутствие регулярного морского и автомобильного сообщения, предназначенного для перевозки пассажиров, определили обособленность рынка услуг воздушного транспорта по пассажирским перевозкам на внутренних авиалиниях, так как проезд на внутренних, межрегиональных направлениях по исследуемым направлениям возможен только воздушным путем,  что определяет отсутствие выбора другого транспорта, кроме воздушного для передвижения с/на территории Магаданской области в разрезе изучаемых направлений Магадан-Москва; Москва -Магадан.

Таким образом, услуги железнодорожного, автомобильного, морского транспорта не могут рассматриваться как взаимозаменяемые товары.

На основании изложенного, согласно опросу потребителей услуг, в зависимости от предъявляемых к услуге требованиям и особенностям поведения на товарном рынке, была выявлена группа покупателей осуществляющих авиаперелёты авиакомпаниям, которые оказывают прямые регулярные перевозки.

В связи с чем, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги прямой регулярной авиаперевозки пассажиров.

V. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара, о структуре товаропотоков.

Предварительно географические границы товарного рынка определены г. Магадан и г. Москва по направлениями Магадан-Москва, Москва – Магадан в соответствии со сложившейся организационно-транспортной схемой приобретения товара (услуги), исходя из состава продавцов и покупателей, а также методом установления фактических районов продаж (местонахождения приобретателей услуги авиаперевозки по заданным направлениям), хозяйствующих субъектов (продавцов услуг авиаперевозки по заданным направлениям).

Согласно п. 4.3 Порядка, при выявлении условий ограничивающих экономические, технологические  и иные возможности приобретения услуги учитывалось следующее.

По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете (
ст. 103, "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 28.07.2012).

Провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира между двумя пунктами маршрута перевозки от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, согласно договору воздушной перевозки пассажира (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения…(
Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82).

 В соответствии с п.4.5 Порядка  при определении географических границ товарного рынка основным методом являлся метод у становления фактических районов продаж услуги.

Исходя из цели исследования пунктом отправления/назначения для потребителей  являются г. Магадан и г. Москва (оказывать услуги пассажирам авиаперевозчики осуществляющие прямые регулярные рейсы по направлениям Магадан-Москва;  Москва – Магадан имеют  возможность только в аэропортах расположенные в г. Магадане и г. Москве).

Количество продавцов услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по расписанию на рассматриваемых направлениях ограничено.

На основании  вышеизложенного, исходя из целей исследования, географические границы рынка определены г. Магадан и г. Москва по направлениям: Магадан-Москва; Москва-Магадан.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Продавцы на рынке прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям: Магадан-Москва; Москва – Магадан в пределах территории  Российской Федерации определены по данным: ФГУП «Аэропорт Магадан», хозяйствующих субъектов, осуществлявших вышеназванные услуги.

 Продавцами на данных рынках выступают юридические лица – хозяйствующие субъекты независимо от организационно правовой формы, имеющие в собственности (или ином законном праве владения) воздушные суда,  лицензии и иные разрешительные документы регламентирующие деятельность по авиаперевозкам пассажиров. 

Исходя из информации, полученной при определении продуктовых и географических границ, а также согласно информации представленной вышеуказанными хозяйствующими субъектами  в 2011г. и  по итогам 9 мес. 2012г. хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по регулярным прямым авиаперевозкам пассажиров с/на территорию Магаданской области в разрезе исследуемых  направлений:  

ОАО «Авиакомпания «Якутия», 677014 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Быковского, д.9,  ИНН 1435149030. Имеет 36 воздушных судов (из них аренда, лизинг – 26 судов). Авиакомпания включена приказом теруправления №01-12/81/49 от 22.11.2011г. в «Реестр хозяйствующих субъектов Магаданской области имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%...» на рынке услуг авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан-Анадырь, Анадырь – Магадан, с долей более 50% в географических границах Магаданской  области и ЧАО. Свое положение на изучаемом рынке оценивают как удовлетворительное. Уровень развития исследуемого рынка считают умеренно развитым. Из конкурентов отмечена ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО». Основными мероприятиями авиакомпаний для  повышения конкурентоспособности на рынке являются: снижение издержек, повышение качества  услуг. Опыт работы на рынке считают в основном положительным.

ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО», 119021, г. Москва, Зубовский бульвар, д.11А (почтовый адрес), ИНН 5701000985. Имеет 93 воздушных судна (из них, лизинг – 79 судов). Свое положение на изучаемом рынке оценивают как удовлетворительное. Основными мероприятиями авиакомпаний для  повышения конкурентоспособности на рынке являются: снижение издержек, повышение качества  услуг, активный поиск новых покупателей и др. Уровень развития исследуемого рынка считают слаборазвитым. Из конкурентов отмечена ОАО «Авиакомпания «Якутия». Опыт работы на рынке считают положительным.

ОАО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» 127238, г. Москва, Дмитровское шоссе, д.46, корп. 1, ИНН 7713357944. Имеет в собственности 12 воздушных судов. Свое положение на изучаемом рынке оценивают как удовлетворительное. Основными мероприятиями авиакомпаний для  повышения конкурентоспособности на рынке являются: снижение издержек, повышение качества  услуг, активный поиск новых покупателей и др. Уровень развития исследуемого рынка считают слаборазвитым. Из конкурентов отмечена ОАО»Авиакомпания «Якутия», ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО».

На территории Магаданской области собственные авиаперевозчики пассажиров, оказывающие  межрегиональные перевозки не зарегистрированы.

В качестве потенциально возможных продавцов выступают:

– авиаперевозчики, имеющие или арендующие грузопассажирские самолеты, имеющие лицензии на право осуществления перевозок;

– сторонние авиаперевозчики, имеющие или арендующие грузопассажирские самолеты, с условием приобретения лицензии на эксплуатацию соответствующей воздушной линии при осуществлении регулярных и не регулярных пассажирских перевозок.

Покупателями на рассматриваемых товарных рынках являются физические и юридические лица, осуществляющие прямые регулярные авиаперевозки по исследуемым направлениям: Магадан-Москва; Москва - Магадан.

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявлены все хозяйствующие субъекты, деятельность которых на рассматриваемых товарных рынках подлежит лицензированию, объем товарного рынка известен, выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарных рынков была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов осуществлявших авиаперевозки пассажиров с/на территорию Магаданской области по направлениям Магадан- Москва, Москва – Магадан по итогам 2011г. и 9 мес. 2012г., а так же информация, представленная ФГУП «Аэропорт Магадан».

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем прямых регулярных авиаперевозок в натуральном выражении. Объем рынка определен как сумма объемов перевозки авиапассажиров участниками рынка. Для сопоставимости данных при определении долей хозяйствующих субъектов в динамике выбраны временные интервалы: 9 мес. 2011г. и  9мес. 2012г.

Объем рынка, характерный установленному временному интервалу, составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в соответствующих границах в разрезе направлений, представлен в нижеследующей таблице № 1.

Таблица № 1

Количественные показатели рынка услуг прямых  регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан – Москва; Москва – Магадан

Наименование

хозяйствующего субъекта

Объем оказанных услуг (перевозка пассажиров, чел.)

Доля, %

 

2011г.

9 мес. 2011

9 мес. 2012

2011г.

9 мес. 2011

9 мес. 2012

Магадан- Москва

ОАО «Авиакомпания «Якутия»

 

 

 

39,3

38,8

37,8

ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО»

 

 

 

56,7

55,8

62,2

ОАО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА»

 

 

 

4,0

5,4

0,0

Итого

 

 

 

100

100

100

HHI

 

 

 

4775

4648

5298

CR-3

 

 

 

-

-

-

Москва - Магадан

ОАО «Авиакомпания «Якутия»

 

 

 

39,3

38,3

37,9

ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО»

 

 

 

56,3

55,9

62,1

ОАО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА»

 

 

 

4,4

5,8

0,0

Итого

 

 

 

100

100

100

HHI

 

 

 

4733

4625

5293

CR-3

 

 

 

-

-

-

В 2011г. на рынке присутствовало 3 хозяйствующих субъекта, за истекший период 2012г.  – 2 хозяйствующих субъекта.

Согласно статье 5 Федерального закона «135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в отношении хозяйствующего субъекта ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» на рынке услуг по прямым регулярным авиаперевозкам по направлению Магадан – Москва; Москва – Магадан выявлены признаки наличия доминирующего положения. Доля Общества по итогам 9 мес. 2011г. и  9 мес. 2012г. составила: по направлению Магадан – Москва   соответственно 55,8%, 62,2%; по направлению Москва – Магадан 55,9%, 62,1%. 

Рынок услуг по прямым регулярным авиаперевозкам по направлению Магадан – Москва; Москва – Магадан в пределах территории Российской Федерации является высококонцентрированными (10000>HHI> 2000).

Конкуренция практически отсутствует, что подтверждается и данными опроса потребителей, возможность  выбора авиакомпании осуществляющей авиаперевозки в изучаемом направлении признали незначительными – 24% респондентов, значительными – 2% и отсутствие выбора – 72%. Что говорит о  не развитой конкуренции по данному направлению.

Учитывая указанные доли,  сопоставимые конкурентные рынки с тем же составом продавцов и покупателей, объемам оказанных услуг отсутствуют.

В связи с отсутствием конкурентных рынков отсутствует и конкурентная цена.

Государственная помощь.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2010 № 1095 «Об утверждении правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» ОАО «Авиакомпания «Якутия» частично субсидировали маршрут Магадан – Москва – Магадан в размере: 2011г. – 75 097,5 тысяч руб., по итогам 10 мес. 2012г. – 78 225,5 тысяч рублей.

На период 2011г. в пользу ООО «Авиакомпании «ВИМ-АВИА» были предоставлены государственные субсидии в целях возмещения перевозчику части затрат связанных с обеспечением перевозки пассажиров по направлениям Магадан-Москва и Москва – Магадан в виде перечисления денежных средств на сумму – 10 982 000 рублей (согласно Постановлению правительства №1095 от 29.12.2009).

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

  1. экономические ограничения: значительная стоимость первоначального капитала; связанные с преимуществом хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями; задолженности авиакомпаниям за выполненные работы по заявкам бюджетных организаций; большие капитальные вложения на закупку новой авиатехники;
  2. ограничения по спросу: снижение покупательской способности, (уменьшение численности Магаданской области, низкая платежеспособность населения, сезонность авиаперевозок). Малые авиакомпании в борьбе за потребителя услуг вынуждены продумывать свою стратегию работы с клиентами, например предоставляя максимум комфорта по низким ценам, что  менее касается крупных авиакомпаний, так как их имидж обеспечивает им выбор пассажиров; 
  3. высокие цены на авиатопливо на которое приходится около 1/3 всех затрат при авиаперевозках;
  4.  значительные ставки оплаты за лицензирование и сертификацию;
  5. высокая степень монополизации рынка;
  6.  неудовлетворенная потребность в квалифицированных специалистах.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. Это подтверждает отсутствие на рынке новых хозяйствующих субъектов за последнее 2 года. Некоторые компании присутствовавшие на рынке и ушедшие с него оценивают свой опыт работы отрицательно (ООО «Авиакомпания «Вим–Авиа», основными преимуществами конкурентов считает возможность оказывать круглогодичные авиаперевозки).

На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволил определить рыночную структуру изучаемого рынка и степень развития конкуренции на данном рынке. Рынок услуг по прямым регулярным авиаперевозкам по направлению Магадан – Москва; Москва – Магадан является высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией (HHI=10000). Доступ новых хозяйствующих субъектов затруднен.

  1. В отношении хозяйствующего субъекта ОАО «Авиакомпания «ТРАНСАЭРО» на рынке услуг по прямым регулярным авиаперевозкам по направлениям Магадан – Москва; Москва – Магадан выявлены признаки наличия доминирующего положения. Доля Общества в выделенных географических границах по итогам 9 мес. 2011г. и  9 мес. 2012г. составила: по направлению Магадан – Москва   соответственно 55,8%, 62,2%; по направлению Москва – Магадан 55,9%, 62,1%. 
  2. Учитывая доли хозяйствующих субъектов на рынке услуг прямой регулярной авиаперевозки пассажиров  по направлениям Магадан-Москва; Москва – Магадан по итогам 9 мес. 2011г. – 9мес. 2012г. предлагается включить в «Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке долю более 35%...» ОАО «Трансаэро» с долей более 35%, ОАО «Авиакомпанию «Якутия» с долей более 35%.  
  3. Для развития и сохранения инфраструктуры, для устойчивого обеспечения пассажирских авиаперевозок по направлениям Магадан-Москва; Москва – Магадан  необходимо:

– своевременное, стабильное и достаточное финансирование для создания соответствующего спроса на услуги

– объединение мелких авиакомпаний, которые в большинстве показали свою нежизнеспособность, в крупные;

– проведение жесткой государственной тарифной политики в сфере аэропортовых услуг, в частности по заправке топлива;

– контроль за ситуацией на рынках оптовой реализации авиатоплива.