Аналит. отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по разработке и выдаче техн. условий на установку приборов учета расхода воды и приемке в эксплуатацию (оплом-ию) приборов учета холодной воды в геогр. границах мун. образов-я "п.Ола" в 2010-2012 годах

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по

разработке и выдаче технических условий на установку приборов учета расхода воды и приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области по итогам 2010-2012гг.г.

15 февраля 2013г.

г. Магадан

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг по разработке и выдаче технических условий на установку приборов учета расхода воды и приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области проведены отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее Порядок проведения анализа) во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, с целью установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке услуг по разработке и выдаче технических условий на установку приборов учета расхода воды и приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной воды в географических границах муниципального образования  поселок Ола, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении муниципального унитарного предприятия ЖКХ «Ольское» муниципального образования «поселок  Ола»  Магаданской области (далее МУП ЖКХ «Ольское») по признакам нарушения пунктов 1,6,8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от администрации муниципального образования «поселок Ола», МУП ЖКХ «Ольское», физических и юридических лиц - приобретателей услуг, а также данные иных источников информации.

II. Предмет исследования

Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг по разработке и выдаче технических условий на установку приборов учета расхода воды и приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области

Справочно:

МУП ЖКХ «Ольское» создано Постановлением главы администрации МО «Ольский поссовет» 15.08.2003. МУП ЖКХ  «Ольское» является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения закрепленным за ним имуществом. Устав предприятия утвержден администрацией МО «Ольский поссовет» 15.08.2003г. №16. Согласно Уставу целью деятельности предприятия является обеспечение коммунальными услугами потребителей п. Ола.

 Приказом Магаданского УФАС России от 20.12.2010 № 01-12/204/49 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%.... по товарным группам «услуга холодного водоснабжения», «услуга канализации»» «техническая эксплуатация жилищного  фонда» в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Ольского района Магаданской области. с долей более 50%.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка  с учетом целей исследования определен разделом II Порядка. 

Согласно п. 2.1. Порядка - временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с п. 2.2. Порядка исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи с чем, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке,  а  именно изучаются характеристики рынка, которые сложились на момент исследования, с учетом заключенных договоров.

На основании вышеизложенного, временной интервал исследования товарного рынка определен 2010 – 2012г.г..

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, а также на основе калькуляций,  и иных документов предоставленных МУП  ЖКХ «Ольское».

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в части вступивших в законную силу статей), Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам»), Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), Приказ Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», Приказ Минпромторга РФ от 21.01.2011 № 57 «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии», а также технические акты: ГОСТ Р 51593-2000 «Вода питьевая. Отбор проб», ГОСТ Р 51232-98 «Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества», СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно эпидемиологические правила и нормативы», иные нормативные и технические акты.

Предварительно продуктовые границы рынка определены как оказание услуг по разработке и выдаче технических условий на установку приборов учета расхода воды и приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, услуге холодного водоснабжения соответствует раздел Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», подраздел ЕА «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», класс 41 «Сбор, очистка и распределение воды», подкласс 41.0 «Сбор, очистка и распределение воды», группа 41.00 «Сбор, очистка и распределение воды».

На предприятии утверждены  с 01.01.2010 и с  01.01.2011г. два вида калькуляций на разработку и выдачу технических условий на установку приборов расхода воды: одна для физических и юридических лиц, вторая для муниципальных предприятий и учреждений п. Ола.

Согласно расчетной калькуляции МУП ЖКХ «Ольское»  установлено, что в состав технологических операций услуги « по разработке и выдачи технических условий на установку приборов учета расхода воды  и приемке приборов учета  включено:  выход по адресу  Заявителя; определение места установки и количества приборов учета; определение особых условий, обязательных к выполнению Заявителем; прием установленных приборов (опломбирование).

Исходя из Приказа Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов», МУП ЖКХ «Ольское», получив заявку, должно произвести технический осмотр установленного прибора учета холодной воды, по итогам которого составить акт допуска прибора учета и опломбировать его. В нарушение указанного нормативно-правового акта МУП ЖКХ «Ольское» установлен тариф на разработку и выдачу технических условий на установку приборов учета расхода воды  при установке приборов учета холодного водоснабжения, что является завуалированной платой за оказанные услуги по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета.

При выявлении свойств товара определяющих выбор покупателя, анализировалось функциональное назначение товара (услуги), в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства.

Холодная вода – питьевая вода, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям.

Согласно Приказу Минпромторга РФ от 21.01.2011 № 57 «Об утверждении методических рекомендаций по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии» системы и приборы учета воды (счетчики воды) предназначены для измерения в жилых домах и зданиях, строениях, сооружениях организаций коммунального комплекса объема чистой холодной.

Счетчик воды – это техническое средство, предназначенное для измерения объема воды, хранения, отображения и передачи результатов измерений объема воды.

Таким образом, функциональным назначением услуги по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной воды является цель ее потребления, как необходимой составляющей для осуществления расчетов за холодную воду по приборам учета.

Ввод прибора учета в эксплуатацию приборов учета не определен действующими нормативными правовыми актами в качестве самостоятельной услуги, при этом он осуществляется для целей ресурсоснабжения и ресурсосбережения.

Учитывая изложенное, действия, связанные с вводом приборов учета следует рассматривать на рынке услуг холодного водоснабжения.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

ОК 029-2007 предусматривает следующие виды деятельности в группе 41.00 «Сбор, очистка и распределение воды»: подгруппу 40.00.1 «Сбор и очистка воды»; подгруппу 40.00.2 «Распределение воды».

Группировка 41.00.1 «Сбор и очистка воды» включает: сбор и очистку как питьевой, так и непитьевой воды. Эта группировка также включает: –опреснение морской воды для производства пресной воды в качестве основного продукта. Эта группировка не включает: – очистку сточных вод в целях предотвращения загрязнения окружающей среды.

Группировка 41.00.2 «Распределение воды» включает: – распределение воды среди различных потребителей (населения, промышленных предприятий и т.п.). Эта группировка не включает: – эксплуатацию оросительных систем в сельском хозяйстве.

Сбор и очистка воды, распределение воды не могут рассматриваться как взаимозаменяемыми товарами.

Деятельность по разработке и выдаче технических условий на установку приборов учета расхода воды  и приемке их эксплуатацию (опломбированию) не взаимосвязана с другими видами деятельности, поскольку покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить эту услугу другими услугами, так как нет иного способа обеспечить выполнение функционального назначения данной услуги.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей, пользующихся услугой по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной воды, о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

При выявлении взаимозаменяемых товаров использован метод «тест гипотетического монополиста», для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Имеете ли Вы возможность заменить услугу по разработке и выдаче технических условий на установку приборов учета расхода воды и приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной. В результате проведения «теста гипотетического монополиста» установлено, что приобретатели не готовы заменить услугу по разработке и выдаче технических условий на установку приборов учета расхода воды и приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной другой подобной услугой, при этом замена на другой вид услуг не представляется возможной.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены  как услуги  по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной.

V. Определение географических границ товарного рынка

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено на основе информации о территории, на которой действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о территории, на которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

МУП ЖКХ «Ольское», являющееся объектом антимонопольного контроля согласно уставу утвержденному администрацией МО «Ольский поссовет» от 15.08.2003г. №16 осуществляет работы по предоставлению коммунальных услуг юридическим и физическим лицам п. Ола, в том числе  водоснабжение и водоотведение потребителей; обслужи­вание инженерных сетей и объектов коммунального назначения; оказание услуг по содержанию коммунальных сетей и объектов; предоставление гра­жданам и юридическим лицам коммунальных услуг согласно установленного перечня; работы по благоустройству; оказание ритуальных услуг; организа­ция вывоза и очистки жидких бытовых отходов и др.

Местом нахождения МУП ЖКХ «Ольское» является п. Ола Ольского района Магаданской области.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах предоставленных территориальному органу полномочий на территории Магаданской области.

Согласно письму администрации муниципального образования «поселок Ола» от 31.01.2013 №01-13/239 на запрос Магаданского УФАС России, МУП ЖКХ «Ольское» в исследуемый период являлось единственной организацией по предоставлению услуг по приемке (опломбированию) приборов учета  ХВС  в поселке Ола.

Предварительно географические границы товарного рынка определены границей территории муниципального образования «поселок Ола», установленными Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области».

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), следует учитывать следующее - холодное водоснабжение потребителей обеспечивается по сетям, расположенным на территории поселка Ола Ольского района Магаданской области и распределяется до приобретателей;

– приемка (опломбированию) приборов учета  ХВС производилось представителем энергоснабжающей организацией (МУП ЖКХ «Ольское») и осуществлялось только при наличии прибора учета (счетчика) холодный воды.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено методом установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке с учетом особенностей предоставления рассматриваемых услуг, в частности наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей), и возможности приобретателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).

МУП ЖКХ «Ольское» является снабжающей организацией, сети холодного водоснабжения которого расположены на территории муниципального образования «поселок Ола» Ольского района Магаданской области.

Так как приборы учета (счетчики) холодной воды устанавливаются внутри помещений, следовательно, приобретатели, находящиеся на территории муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области имеют возможность приобрести рассматриваемую услугу на территории пролегания сетей водоснабжения входящих в состав общего имущества собственников многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов или общественных и промышленных зданий с центральным водоснабжением, присоединенных к сетям водоснабжения МУП ЖКХ «Ольское».

Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области» утверждены границы муниципального образования «поселок Ола».

На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка услуг по разработке и выдаче технических условий на установку приборов учета расхода воды и приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной воды определены географическими границами муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Продавцами на рынке услуг холодного водоснабжения являются организации, осуществляющие холодное водоснабжение.

Ввод приборов учета в эксплуатацию (опломбирование) осуществляют энергоснабжающие организации, а также исполнители коммунальных услуг в многоквартирных домах.

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ, а также согласно информации представленной администрацией муниципального образования «поселок Ола» в период 2010-2012г.г. единственной ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги  по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной воды (в том числе разработку и выдачу технических условий на установку приборов учета расхода воды) в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области названо следующее юридическое лицо (идентификация хозяйствующего субъекта (продавца) - Муниципальное унитарное предприятие  ЖКХ «Ольское» МО «поселок Ола»(пл. Ленина, 1, п. Ола, Ольский район, Магаданская область, 685910.

Приобретателями товара на рынке вышеназванных услуг являются физические лица (население), юридические лица  расположенные на территории муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области, которым принадлежат (водо)потребляющие установки, присоединенные к системе (водо)снабжения энергоснабжающей организации. Регион продаж данного товара определен территорией муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области.

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынках

При определении объемов товарных рынков была использована информация, которая содержится в ответах МУП ЖКХ «Ольское», осуществлявшего услуги по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной воды (в том числе, по разработке и выдаче технических условий на установку приборов учета расхода воды) в географических границах муниципального «поселок Ола» Магаданской области по итогам 2010-2012г.г.

Исходя из особенностей рынка услуг, расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом товарном рынке определен на основе объема количества произведенных услуг в период 2010-2012г.г. (в натуральном выражении) приобретателям в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области.

Объем товарной массы и доли хозяйствующего субъекта за 2010-2012гг. в соответствующих границах представлены в таблице 1.

Таблица № 1.

Объем рынка услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной воды (в том числе, по разработке и выдаче технических условий на установку приборов учета расхода воды)

в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области и доли хозяйствующего субъекта

на указанном рынке за 2010-2012г.г.

Наименование хозяйствующего субъекта

2010

2011

2012*

Объем услуг, штук

Доля,

%

Объем услуг, штук

Доля,

%

Объем услуг, штук

Доля,

%

МУП ЖКХ «Ольское»

 

100

 

100

61

100

 

 

 

 

 

 

 

Всего:

 

100

 

100

61

100

HHI

 

10000

 

10000

 

10000

*Объем услуг с 01.01.2012 по 10.10.2012.

На рынке услуг по приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области в период 2010-2012г.г. оказывал услуги один хозяйствующий субъект. Как видно из представленных данных продавцом на рынке услуг являлось МУП ЖКХ «Ольское» с долей за 2010г., 2011г., 2012г., 100%, 100%, 100%, соответственно.

Исходя из показателя индекса рыночной концентрации (HHI равными 10 000 за 2010г., 10 000 за 2011г., 10 000 за 2012г.), рынок услуг можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на товарные рынки

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемые товарные рынки являются:

– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– экономические ограничения, связанные с отсутствием доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

– административные ограничения, связанные с возникновением препятствий в отведении земельных участков под строительство объектов коммунальной инфраструктуры (системы теплоснабжения с целью подачи тепловой энергии потребителям; системы водоснабжения с целью подачи горячей и холодной воды потребителям);

– административные ограничения, связанные с предоставлением льгот отдельным хозяйствующим субъектам;

– административные ограничения, связанные с требованием обязательного удовлетворения определенного спроса;

– административные ограничения, связанные с безопасностью соблюдения стандартов и предъявляемых к качеству требованиям;

– административные ограничения, связанные с соблюдением обязательных требований при приемке в эксплуатацию (опломбировании) приборов учета потребителя;

– ограничение по спросу (низкая платежеспособность населения);

– отсутствие возможности расширить производственные мощности;

– высокая степень монополизации рынка.

Барьеры входа на рынки можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарных рынках

1. Изученный рынок услуг по разработке и выдаче технических условий на установку приборов учета расхода воды и приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области являются высококонцентрированным из-за наличия труднопреодолимых барьеров входа новых участников. Рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

2. На рынке услуг по разработке и выдаче технических условий на установку приборов учета расхода воды и приемке в эксплуатацию (опломбированию) приборов учета холодной воды в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области по итогам 2010-2012г.г.  выявлены признаки наличия доминирующего положения МУП ЖКХ «Ольское» с долей более 50%.