Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «город Сусуман» по итогам 2012-9 месяцев 2013гг.

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «город Сусуман» проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее Порядок проведения анализа) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, с целью установления доминирующего положения  при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Сусуманская центральная районная больница» (далее МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ») по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от департамента здравоохранения администрации по Магаданской области, МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ», приобретателей услуг, а также данные иных источников информации.

II. Предмет исследования

Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с оказанием платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «город Сусуман».

Анализ рынка выполняется в отношении прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, прохождения медицинских осмотров для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, прохождения предварительных медицинских осмотров для всех категорий лиц при приеме на работу, прохождения медицинских осмотров для иностранных граждан, прохождения медицинских осмотров для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации госслужащих, прохождения медицинских осмотров водителей транспортных средств для юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей.

Справочно:

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарных рынков определен с учетом цели исследования рынков и в соответствии с требованиями раздела II Порядка проведения анализа –2012- 9 месяцев 2013гг.

Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка проведения анализа все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; номенклатуры работ и услуг в здравоохранении (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004); калькуляций медицинских осмотров МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»; договоров, заключенных в отношении медицинских услуг МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»; перечня платных медицинских услуг, осуществляемых за счет личных средств граждан и по договорам с организациями; тарифы на проведение медицинских осмотров в разрезе специалистов по МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ».

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (признан утратившим силу в связи с утверждением Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (вступил в силу с 1 января 2013г.)), Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», Постановление Губернатора Магаданской области от 28.06.1997       № 159 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг населению учреждениями здравоохранения Магаданской области», Приказ департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 23.01.2012 № 54 (в ред. приказа от 05.04.2012 № 210) «О порядке получения разрешений на оказание платных медицинских услуг и иных услуг населению государственными учреждениями, подведомственными департаменту здравоохранения администрации Магаданской области», Приказ департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 01.02.2011 № 40 «Об утверждении Порядка определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения, для граждан и юридических лиц», Приказ департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 05.03.2013 № 104 «О порядке определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в введении департамента здравоохранения администрации Магаданской области» и др.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007               № 329-ст, платным медицинским услугам соответствует раздел N «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подраздел NA «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», класс 85 «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подкласс 85.1 «Деятельность в области здравоохранения», группа 85.11 «Деятельность лечебных учреждений», код 85.11.1 «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных».

Согласно пункту 1.1 договора на предоставление услуг по медицинским осмотрам, заключенного МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ» с *** в 2012 году, «Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель проводит периодические медицинские осмотры работников Заказчика, руководствуясь приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии», приказом Минсоцразвития РФ от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Согласно пункту 1.1 договора на предоставление услуг по медицинским осмотрам, заключенного МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ» с *** в 2013 году, «Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель проводит предварительные (периодические) медицинские осмотры Заказчика, руководствуясь приказом Минздравсоцразвития РФ № 302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Согласно перечню платных медицинских услуг, осуществляемых за счет личных средств граждан и по договорам с организациями, утвержденному МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ» от 29.12.2012, учреждением установлены цены за прохождение медицинских осмотров, в частности медицинские осмотры на право вождения автотранспорта (в разрезе женщин, мужчин), медицинские осмотры на право приобретения и ношения оружия, периодические медицинские осмотры в том числе: а) работники торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ (в разрезе женщин, мужчин), б) для всех других категорий лиц (в разрезе женщин, мужчин), предварительные медицинские осмотры для всех категорий лиц при приеме на работу (в разрезе женщин, мужчин), медицинские осмотры для иностранных граждан (в разрезе женщин, мужчин), медицинский осмотр для работников с вредными и опасными условиями труда (в разрезе женщин, мужчин), диспансеризация госслужащих (в разрезе женщин, мужчин), предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.

Согласно представленных калькуляций стоимости одного медицинского осмотра МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ», установлен перечень платных медицинских осмотров: на право ношения оружия, медицинского осмотра водителя, медицинского осмотра периодического (декретированная группа), медицинского осмотра иностранных граждан, медицинского осмотра для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризация госслужащих, предварительный медицинский осмотр (при устройстве на работу).

На основании вышеуказанного анализа предварительно продуктовые границы рынка определены как платные медицинские услуги в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, прохождения медицинских осмотров для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, прохождения предварительных медицинских осмотров для всех категорий лиц при приеме на работу, прохождения медицинских осмотров для иностранных граждан, прохождения медицинских осмотров для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации госслужащих, прохождения медицинских осмотров водителей транспортных средств.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализировалось функциональное назначение товара; применение товара; качественные характеристики; технические характеристики; цена; условия реализации.

1. Функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства: определение возможности использования специалистов на определенных рабочих местах; для получения разрешения на право ношения оружия; для получения водительского удостоверения; для трудоустройства; для предъявления по месту требования медицинского заключения.

Из ответов приобретателей установлено, что платные медицинские услуги (в разрезе прохождения медицинских осмотров, прохождения предрейсовых и послерейсовых осмотров, на право приобретения и ношения оружия) используются для определения годности их в профессиональной деятельности.

2. Применение товара: профессиональное использование.

3. Качественные характеристики: определяются порядком и стандартами, установленными нормативными актами в здравоохранении.

4. Технические характеристики: в соответствии с требованиями и правилами, установленными нормативными правовыми актами здравоохранения.

5. Цены: устанавливаются учреждением на основании нормативных правовых актов, принятых учредителями учреждения.

6.Условия реализации: оказываются платные медицинские услуги на основании списка, представленного заказчиками, по результатам обследования выдается медицинское заключение или обобщение результатов исследования.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

ОК 029-2007 предусматривает следующие виды деятельности в группе 85.11 «Деятельность лечебных учреждений»: подгруппу 85.11.1 «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных»; подгруппу 85.11.2 «Деятельность санаторно-курортных учреждений».

Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных и деятельность санаторно-курортных учреждений не могут рассматриваться как взаимозаменяемыми услугами.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Определение продуктовых границ товарного рынка основано на сплошном опросе мнений покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

При выявлении взаимозаменяемых товаров использован метод «тест гипотетического монополиста», для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Какими услугами и в каком объеме Вы предпочтете заменить платные медицинские услуги (в разрезе прохождения медицинских осмотров, прохождения предрейсовых и послерейсовых осмотров, на право приобретения и ношения оружия), если цены на указанные услуги долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены на остальные услуги останутся неизменными», установлено, что приобретатели не готовы заменить указанные платные медицинские услуги другими услугами.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как платные медицинские услуги в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, прохождения медицинских осмотров для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, прохождения предварительных медицинских осмотров для всех категорий лиц при приеме на работу, прохождения медицинских осмотров для иностранных граждан, прохождения медицинских осмотров для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации госслужащих, прохождения медицинских осмотров водителей транспортных средств.

 

V. Определение географических границ товарного рынка

Предварительное определение географических границ товарного рынка

проведено на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предметом деятельности МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ», являющегося объектом антимонопольного контроля согласно уставу, утвержденному Главой Сусуманского района постановлением № 374 от 27.10.2011 (в ред. приказа департамента здравоохранения администрации Магаданской области № 632 от 19.12.2011) является оказание медицинской помощи населению Сусуманского района. Пунктом 2.2 Устава установлено, что основными задачами Учреждения является оказание населению высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи следующих видов: доврачебной медицинской помощи; амбулаторно-поликлинической медицинской помощи; стационарной помощи; осуществление скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. Пунктом 2.4 Устава установлено, что Учреждение осуществляет платные медицинские услуги, оказываемые на возмездной основе по договору сверх гарантированного государством объема медицинской помощи по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым); медицинским осмотрам (предварительным, периодическим); экспертизе на право владения оружием; экспертизе профпригодности.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ» является субъект РФ (регион) – Магаданская обл., наименование города – Сусуман.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах предоставленных территориальному органу полномочий на территории Магаданской области.

Предварительно географические границы товарного рынка определены границами территории муниципального образования «город Сусуман», установленными Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 512-ОЗ «О границах и статусе вновь образованных муниципальных образований в Магаданской области».

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учтено следующее:

– требования статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации в части оказания медицинских услуг по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения;

– организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

– установившиеся связи между исполнителем и заказчиками;

– отсутствие возможности перемещения услуги к покупателю;

– региональные особенности спроса на рассматриваемые услуги (включая потребительские предпочтения), в т.ч. территориальное расположение исполнителя услуг;

– транспортные расходы.

На территории муниципального образования «город Сусуман» имеется исполнитель платных медицинских услуг по медицинским осмотрам на право вождения автотранспорта, медицинским осмотрам на право приобретения и ношения оружия, медицинским осмотрам работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, медицинским осмотрам для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, предварительным медицинским осмотрам для всех категорий лиц при приеме на работу, медицинским осмотрам для иностранных граждан, медицинским осмотрам для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации госслужащих, медицинским осмотрам водителей транспортных средств, обеспечивающий потребности рассматриваемых групп приобретателей. С учетом транспортных и командировочных расходов цены на указанные платные медицинские услуги, оказываемые на каких-либо территориях, возрастут более чем на 10 процентов средневзвешенных цен услуг, доступных приобретателям в пределах территории муниципального образования «город Сусуман», вследствие чего заказывать медицинские услуги у продавцов, расположенных на каких-либо иных территориях становится нецелесообразным и экономически невыгодным для приобретателей.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено следующими методами методом «теста гипотетического монополиста»; методом установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Исходя из представленной информации, географическое расположение районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке, установлено границами территории муниципального образования «город Сусуман».

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» выяснялось мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечали на вопрос: «У каких организаций – исполнителей, расположенных за пределами муниципального образования «город Сусуман» и в каком количестве (объеме) Вы предпочтете заказывать платные медицинские услуги (в разрезе прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров (предварительных, периодических), прохождения медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых), диспансеризации госслужащих), если цены на указанные услуги в пределах муниципального образования «город Сусуман» долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены за пределами таких границ останутся прежними» (укажите наименование организации – исполнителя). Из ответов приобретателей определено, что гипотетическое увеличение цены на медицинские услуги, оказываемые в пределах г. Сусуман не ведет к тому, что приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях).

С учетом установленного, границы выявленной территории муниципального образования «город Сусуман» признаются географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, прохождения медицинских осмотров для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, прохождения предварительных медицинских осмотров для всех категорий лиц при приеме на работу, прохождения медицинских осмотров для иностранных граждан, прохождения медицинских осмотров для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации госслужащих, прохождения медицинских осмотров водителей транспортных средств определены географическими границами территории муниципального образования «город Сусуман», установленными Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 512-ОЗ «О границах и статусе вновь образованных муниципальных образований в Магаданской области».

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В силу пункта 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке платных медицинских услуг, относятся медицинские организации – юридические лица независимо от организационно правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность и предоставляющие платные медицинские услуги потребителям.

Приобретателями являются хозяйствующие субъекты, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, имеющие намерение заказать (приобрести) либо заказывающие (приобретающие) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителей (физических лиц), а также физические лица.

Согласно информации представленной департаментом здравоохранения администрации Магаданской области в ответ на запрос управления от 16.07.2013 № 01-10/1853 установлено, что единственным юридическим лицом, выполнявшим в период 2012-9 месяцев 2013гг. платные медицинские услуги, в частности медицинские осмотры на право вождения автотранспорта, медицинские осмотры на право приобретения и ношения оружия, медицинские осмотры работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, медицинские осмотры для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, предварительные медицинские осмотры для всех категорий лиц при приеме на работу, медицинские осмотры для иностранных граждан, медицинские осмотры для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризацию госслужащих, медицинские осмотры водителей транспортных средств, и имеющим лицензию № 49-01-000187, переоформленную на № 49-01-000230 на осуществление медицинской деятельности, на территории муниципального образования «город Сусуман» является МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ» (юридический адрес: Российская Федерация, Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман, ул. Больничная, д. 65).

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, прохождения медицинских осмотров для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, прохождения предварительных медицинских осмотров для всех категорий лиц при приеме на работу, прохождения медицинских осмотров для иностранных граждан, прохождения медицинских осмотров для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации госслужащих, прохождения медицинских осмотров водителей транспортных средств, определен хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом рынке (идентификация):

Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сусуманская центральная районная больница» – ул. Больничная, д. 65, г. Сусуман, Сусуманский район, Магаданская область, 686314.

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке была использована информация, которая содержится в ответах МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ» по оказанию платных медицинских услуг. Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, прохождения медицинских осмотров для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, прохождения предварительных медицинских осмотров для всех категорий лиц при приеме на работу, прохождения медицинских осмотров для иностранных граждан, прохождения медицинских осмотров для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации госслужащих, прохождения медицинских осмотров водителей транспортных средств) в географических границах муниципального образования «город Сусуман» по итогам 2012-9 месяцев 2013гг.

Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, прохождения медицинских осмотров для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, прохождения предварительных медицинских осмотров для всех категорий лиц при приеме на работу, прохождения медицинских осмотров для иностранных граждан, прохождения медицинских осмотров для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации госслужащих, прохождения медицинских осмотров водителей транспортных средств) в 2012-9 месяцев 2013гг. в натуральном выражении в географических границах муниципального образования «город Сусуман».

Объем товарной массы и доли хозяйствующих субъектов в соответствующих границах представлены в нижеследующей таблице №1.

Таблица № 1

Объемы рынка продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, прохождения медицинских осмотров для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, прохождения предварительных медицинских осмотров для всех категорий лиц при приеме на работу, прохождения медицинских осмотров для иностранных граждан, прохождения медицинских осмотров для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации госслужащих, прохождения медицинских осмотров водителей транспортных средств) в географических границах муниципального образования «город Сусуман» и доли хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке за 2012-9 месяцев 2013гг.

 

Наименование

хозяйствующего субъекта

Объем рынка

продаж (оказания)

платных медицинских услуг,

(шт.)

Доля,

%

Объем рынка

продаж (оказания)

платных медицинских услуг,

(руб.)

Доля,

%

2012 г.

 

По прохождению медицинских осмотров на право вождения автотранспорта (женщин, мужчин)

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению медицинского осмотра на право приобретения и ношения оружия

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению медицинского осмотра для работников торговли, кондит. цехов, общежитий, школ и т.д. (женщин, мужчин)

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению медицинского осмотра для всех других категорий лиц (женщин, мужчин)

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

            *

  100

*

100

Всего:

*

   100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению медицинских осмотров для иностранных граждан (женщин, мужчин)

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

  100

*

100

Всего:

*

  100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

Диспансеризация госслужащих

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

  100

*

100

Всего:

*

  100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

 

 

 

 

9 месяцев 2013 г.

 

По прохождению медицинских осмотров на право вождения автотранспорта (женщин, мужчин)

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению медицинского осмотра на право приобретения и ношения оружия

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению медицинского осмотра для работни-ков торговли, кондит. цехов, общежитий, школ и т.д. (женщин, мужчин)

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению медицинского осмотра для всех дру-гих категорий лиц (женщин, мужчин)

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению медицинского осмотра для работников с вредными и опасными условиями труда (женщин, мужчин)

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению медицинского осмотра для всех других категорий лиц при приеме на работу (женщин, мужчин)

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению медицинских осмотров для ино-странных граждан (женщин, мужчин)

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

Диспансеризация госслужащих

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению предрейсовых и послерейсовых меди-цинских осмотров

МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

100

HHI

 

10 000

 

10 000

Как видно из представленных данных на рынке продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, прохождения медицинских осмотров для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, прохождения предварительных медицинских осмотров для всех категорий лиц при приеме на работу, прохождения медицинских осмотров для иностранных граждан, прохождения медицинских осмотров для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации госслужащих, прохождения медицинских осмотров водителей транспортных средств) в географических границах муниципального образования «город Сусуман» в период 2012-9 месяцев 2013гг. единственным продавцом являлось МОГБУЗ «Сусуманская ЦРБ» с долей 100%.

Исходя из показателей рыночной концентрации (70%<CR3≤100%; HHI равным 2 000≤HHI≤10 000), рынок продаж (оказания) платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, прохождения медицинских осмотров для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, прохождения предварительных медицинских осмотров для всех категорий лиц при приеме на работу, прохождения медицинских осмотров для иностранных граждан, прохождения медицинских осмотров для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации госслужащих, прохождения медицинских осмотров водителей транспортных средств в географических границах муниципального образования «город Сусуман» можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

– административные ограничения, связанные с необходимостью получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и соответствующего разрешения;

– административные ограничения, связанные с соблюдением обязательных требований к качеству медицинской помощи;

– отсутствие квалифицированных специалистов;

– высокая степень монополизации рынка;

– ограничение по спросу.

За период 2012-9 месяцев 2013гг. на рынке не появилось новых хозяйствующих субъектов, способных составить конкуренцию уже присутствующему субъекту рынка. Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия значительных барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

1. Проведенный анализ рынка платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, прохождения медицинских осмотров для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, прохождения предварительных медицинских осмотров для всех категорий лиц при приеме на работу, прохождения медицинских осмотров для иностранных граждан, прохождения медицинских осмотров для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации госслужащих, прохождения медицинских осмотров водителей транспортных средств показывает, что рассматриваемый рынок в пределах определенных географических границ является высококонцентрированным.

2. На рынке платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров работников торговли и кондитерских цехов, общежитий, школьных столовых, детских садов, парикмахерских, бань и химчисток, учебно-воспитательных учреждений, музыкальных школ, прохождения медицинских осмотров для всех других категорий лиц, за исключением перечисленных выше, прохождения предварительных медицинских осмотров для всех категорий лиц при приеме на работу, прохождения медицинских осмотров для иностранных граждан, прохождения медицинских осмотров для работников с вредными и опасными условиями труда, диспансеризации госслужащих, прохождения медицинских осмотров водителей транспортных средств в географических границах муниципального образования «город Сусуман» по итогам 2012-9 месяцев 2013 гг. выявлены признаки наличия доминирующего положения МОГБУЗ «Сусуманская центральная районная больница» с долей более 50%.