Ан. отчет по рез-там анализа сос-я конку-ой среды на рынке услуг по вывозу (транспортировке) ТБО и рынке услуг по захоронению (утилизации) ТБО в геогр-их границах мун-го образования «поселок Ола» Магаданской области по итогам 2012г. и 8 месяцев 2013г.

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов и рынке услуг по захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области по итогам 2012г. и 8 месяцев 2013г.

19 декабря 2013г.

г. Магадан

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и рынке услуг по захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее Порядок проведения анализа) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012      № 345, с целью установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке услуг по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов и рынке услуг по захоронению (утилизации) в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола» (далее – ООО «Спецтранс-Ола) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от администрации муниципального образования «Ольский район», администрации муниципального образования «поселок Ола», ООО «МиРемонта», ООО «Спецтранс – Ола», приобретателей услуг, а также данные иных источников информации.

II. Предмет исследования

Предметом рассмотрения данного исследования являются товарные рынки, связанные с предоставлением услуг по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (ТБО) и услуг по захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов в географических границах муниципального образования «поселок Ола» Магаданской области.

Анализ рынков выполняется в отношении жилого и нежилого фонда по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов и захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов.

Справочно:

Твердые бытовые отходы (далее ТБО ) - это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены следующие понятия:

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

захоронение отходов (утилизация) - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.

Необходимо отметить, что вывоз (транспортировка) твердых бытовых отходов осуществляется предприятиями, имеющими соответствующие (специализированные) транспортные средства, дальнейшая переработка и захоронение (утилизация) отходов производится на объектах размещения отходов. При этом данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Цели и задачи исследования:

– выявление круга участников рынка: продавцов услуг, потребителей услуг;

– основные виды деятельности продавцов услуг;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) на изучаемом рынке;

– использование результатов исследования при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом цели исследования рынка, и в соответствии с требованиями раздела II Порядка проведения анализа – 2012г. и 8 месяцев 2013г.

Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка проведения анализа все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, общероссийского классификатора услуг населению, лицензий, договоров, заключенных в отношении оказания услуг по санитарной очистке (вывозу и захоронению твердых бытовых отходов) ООО «Спецтранс-Ола», приказов ООО «Спецтранс-Ола», квитанций, актов, счет-фактур ООО «Спецтранс-Ола», выставленных приобретателям товара.

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», Письмо Министерства регионального развития РФ от 03.10.2008 № 25080-СК/14, Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.10.2011 № 05-07-29/15732, а также технические акты: ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения.», ГОСТ Р 52104-2003 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Термины и определения», др. технические акты.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) услуге по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов (ТБО) и услуге по захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов соответствует раздел О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», группа 90.00 «Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», которая включает в себя следующие подгруппы: 90.00.1 – удаление и обработка сточных вод, которая включает в себя обработку жидких отходов; 90.00.2 – удаление и обработка твердых бытовых отходов, которая включает в себя: сбор мусора, хлама, отбросов и отходов; сбор и удаление строительного мусора; уничтожение отходов методом сжигания или другими способами (измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов); обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы; 90.00.3 – уборка территории и аналогичная деятельность, которая включает в себя: сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз; подметание и поливку улиц, дорог, мест стоянки автотранспортных средств и т.п.; очистку от снега и льда улиц, дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах и т.п., в том числе посыпание песком или солью.

Услуги, входящие в одну классификационную группу не являются взаимозаменяемыми по отношению к предмету исследования, так как не соответствуют целям исследования, а так же имеют разную необходимую материально- техническую базу и цены при замене одних услуг другими.

Согласно приказу ООО «Спецтранс-Ола» от 18.01.2012 № 03 «Об установлении размера платы граждан за вывоз твердых бытовых отходов на территории МО «поселок Ола» на 2012 год» утверждены тарифы на услуги по вывозу твердых бытовых отходов на территории МО «поселок Ола» на период с 01.01.2012г. по 31.12.2012г.

Согласно приказу ООО «Спецтранс-Ола» от 25.12.2012 № 103 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и вывозу жидких бытовых отходов для юридических лиц и предприятий всех форм собственности на территории муниципального образования «поселок Ола» утверждены тарифы на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, вывозу жидких бытовых отходов для юридических лиц и предприятий всех форм собственности на территории муниципального образования «поселок Ола».

Согласно приложению № 1 к приказу ООО «Спецтранс-Ола» от 15.01.2013 № 06 «Об установлении размера платы граждан по вывозу твердых бытовых отходов на территории МО «поселок Ола» на 2013 год» утверждены тарифы на услуги по вывозу твердых бытовых отходов на территории МО «поселок Ола» с 01.01.2013г. по 31.12.2013г.

В соответствии с приложением № 1 к Приказу № 06 ООО «Спецтранс-Ола» «Об установлении размера платы граждан по вывозу твердых бытовых отходов на территории МО «поселок Ола» от 15.01.2013г. в тариф по вывозу твердых бытовых отходов включен тариф по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.

Согласно анализу представленных документов ООО «Спецтранс-Ола»: квитанций, счет-фактур, актов выполненных работ, установлено что, по счет-фактурам основанием оплаты является – «вывоз ТБО»; по актам выполненных работ – «вывоз ТБО»; по квитанциям – «вывоз ТБО».

На основании вышеизложенного анализа предварительно продуктовые  границы рынка определяются как оказание услуг по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов и оказания услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.

При выявлении свойств товара определяющих выбор потребителя анализировались следующие критерии:

Функциональным назначением для приобретателей является вывоз (транспортировка) твердых бытовых отходов и захоронение (утилизация) твердых бытовых отходов, с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Также функциональное назначение услуги определялось исходя из целей исследования и на основании предметов заключенных договоров на услуги по санитарной очистке – вывозу и захоронению твердых бытовых отходов.

  1. по коду 90.00.2, в отношении сбора мусора, хлама, отбросов и отходов; уничтожения отходов методом сжигания или другими способами: -измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов – эти виды деятельности являются общими, а остальные – специальными.

Согласно пункту 1.1 договоров на оказание услуг по санитарной очистке (вывозу и захоронению твердых бытовых отходов), заключенных ООО «Спецтранс-Ола» (Исполнитель) с юридическими лицами (Потребитель) в 2012-2013 гг. «Исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по санитарной очистке – вывозу и захоронению твердых бытовых отходов по объекту Потребителя, а Потребитель обязуется принять эти услуги и произвести оплату в полном объеме и в срок».

Согласно пункту 1.1 договора от 28.03.2013 № 01/13, заключенного ООО «Спецтранс-Ола» (Исполнитель) с ООО «МиРемонта» (Заказчик) «Исполнитель обязуется выполнить комплекс работ по удалению бытовых отходов из многоквартирного дома и их вывоз, вывоз бытовых отходов из бункеров, вывоз (замена) контейнеров, расположенных на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом.

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Территория муниципальных образований подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

На территории п. Ола не применяется система раздельного сбора мусора, а также в связи с ограниченностью производственных мощностей и существующих участников рынка по переработке мусора, услуги по переработке и захоронению отходов можно рассматривать как товары-заменители.

На территории п. Ола, захоронение (утилизация) ТБО осуществляется методом свалки на земле.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 19.10.11) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 25.06.12) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.

Управлением Росприроднадзорам по Магаданской области выдана лицензия  ООО «Спецтранс-Ола» (от 02.11.2011 серия 049 № 00012) на осуществление сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения отходов I - IV классов опасности.

Отходы различаются:

- по происхождению: отходы производства (промышленные отходы); отходы потребления (коммунально-бытовые);

- по агрегатному состоянию: твердые; жидкие; газообразные;

- по классу опасности (для человека и/или для окружающей природной среды).

В Российской Федерации выделяют следующие классы опасности для окружающей природной среды:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс – высоко опасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Отходы потребления образуются в промышленности и в быту.

Бытовые отходы – твердые отходы, образованные в результате бытовой деятельности человека.

Под термином «твердые бытовые отходы» (далее - ТБО) понимают отходы, образующие в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений и др.). ТБО делится также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются простым мусором.

Твердые бытовые отходы представляют собой сложную гетерогенную смесь. По морфологическому признаку ТБО в настоящее время состоит из следующих компонентов:

бумага (газеты, журналы, упаковочные материалы), пластмассы, пищевые и растительные отходы, различные металлы (цветные и черные), стекло, текстиль, древесина, кожа, резина, кости, смет.

Опасность отходов определяется их физико-химическими свойствами, а также условиями их хранения или размещения в окружающей среде.

Для отходов необходимо составление паспорта отходов, определение класса опасности и лимитов на размещение отходов в окружающей среде, лимитов на накопление на предприятии и др. документов.

Понятие «Опасные отходы» используется в следующих случаях:

  • отходы содержат вредные вещества, в том числе содержащие возбудителей инфекционных болезней, токсичные, взрывоопасные и пожароопасные, с высокой реакционной способностью, например, вызывающие коррозию, радиоактивные;
  • отходы представляют опасность для здоровья человека и/или для нормального состояния окружающей природной среды.

2. по коду 90.00.3 – сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз.

Согласно копиям представленных договоров, предметом договора является очистка и вывоз ТБО Согласно пункту 1.1 договора на оказание услуг по санитарной очистке (вывозу и захоронению твердых бытовых отходов), заключенными ООО «Спецтранс-Ола» (Исполнитель) с юридическими лицами (Потребитель) в 2012-2013 гг. «Исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по санитарной очистке – вывозу и захоронению твердых бытовых отходов по объекту Потребителя, а Потребитель обязуется принять эти услуги и произвести оплату в полном объеме и в срок».

Согласно пункту 1.1 договора от 28.03.2013 № 01/13, заключенного ООО «Спецтранс-Ола» (Исполнитель) с ООО «МиРемонта» (Заказчик) «Исполнитель обязуется выполнить комплекс работ по удалению бытовых отходов из многоквартирного дома и их вывоз, вывоз бытовых отходов из бункеров, вывоз (замена) контейнеров, расположенных на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом.

Сбор отходов – процесс перемещения отходов от мусорообразователя до процесса вывоза отходов. Методы сбора отходов: поквартирный, контейнерный.

Транспортирование (вывоз) отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (ст. 1, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав (мусоровозы), дальнейшая переработка и захоронение отходов производится на местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки.

Мусоровоз (мусорная машина), грузовой автомобиль или другой вид транспорта, предназначенный для загрузки, уплотнения, транспортировки и выгрузки мусора. Как правило, машины такого рода имеют вместительный кузов до 20, реже до 50 м3, в который мусор загружается вручную, либо механически, из мусорного контейнера или из другого мусоровоза. Мусорная машина предназначена для вывоза мусора с территории населенных пунктов на свалки, мусороперегрузочные станции или мусоросжигающие заводы.

Транспортирование (вывоз) не является лицензируемой деятельностью, в связи с чем, управляющей организации самостоятельно осуществляющей транспортирование ТБО на полигон, при условии заключения договора на размещение отходов с третьим лицом лицензия также не требуется (сбор отходов освобожден от лицензирования Президиумом ВАС, а транспортирование - самим законом).

– качественные характеристики – перечень оказываемых компаниями услуг, материально-техническое обеспечение компании, уровень обслуживания.

– цена – данный фактор отражает стоимость услуг.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов.

В соответствии с приказом департамента цен и тарифов от 26.12.11№ 2-ЖКК/98 «Об утверждении экономически обоснованного тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, оказываемую потребителям ООО «Спецтранс-Ола» в 2012 году» тарифы на захоронение (утилизация) ТБО для всех хозяйствующих субъектов (юридических лиц) устанавливались одинаковые и составили в 2012г. – 51,22 руб. за 1 куб.м. (без НДС) в период с 01.01.2012г. по 30.06.2012г.; 54,29 руб. за 1 куб.м. (без НДС) в период с 01.07.2012г. по 31.08.2012г; 58,20 руб. за 1 куб.м. (без НДС) в период с 01.09.2012г. по 31.12.2012г ;

В соответствии с приказом департамента цен и тарифов от 17.12.12 № 2-ЖКК/68 «Об утверждении экономически обоснованного тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей ООО «Спецтранс-Ола» в 2013 году» тарифы на захоронение (утилизация) ТБО для всех хозяйствующих субъектов (юридических лиц) устанавливались одинаковые и составили за 8 месяцев 2013г. – 58,20 руб. за 1 куб.м. (без НДС) в период с 01.01.2013г. по 30.06.2013г., 60,51 руб. за 1 куб.м. (без НДС) в период с 01.07.2013г. по 31.12.2013г.

Тарифы на вывоз (транспортировку) ТБО устанавливаются предприятиями, оказывающими данный вид услуг самостоятельно для физических и юридических лиц исходя из затрат предприятия.

– дифференциация по месту расположения:

Местонахождение компаний, готовых осуществлять услуги по вывозу (транспортировке) и по захоронению (утилизации) ТБО, может стать серьезным конкурентным преимуществом. Так, компании расположенные вне географических (локальных) границ рынка (других поселках Ольского района, или других районах Магаданской области), вдали от потребителя из-за транспортных и иных дополнительных расходов могут нести значительные финансовые затраты, которые в конечном счете войдут в себестоимость услуги и сделают ее непривлекательной для потребителей.

Таким образом, установлено, что предприятие, расположенное в границах муниципального образования «поселок Ола», имеет преимущество на рынке услуг по вывозу (транспортировке) ТБО и на рынке захоронения (утилизации) ТБО, так как расположено близко к потребителям услуг и имеет возможность быстро реагировать на их запросы.

При выявлении взаимозаменяемых товаров использован метод «тест гипотетического монополиста», для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Какими услугами и в каком объеме Вы предпочтете заменить услуги по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов и захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов, если цены на указанные услуги долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены на остальные услуги останутся неизменными», установлено, что приобретатели не готовы заменить изучаемые виды услуг другими подобными услугами.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемых рынков определены как услуги:

- по вывозу (транспортировке) ТБО;

- по захоронению (утилизации) ТБО.

V. Определение географических границ товарного рынка

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено на основе информации о территории, на которой действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о территории, на которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации: об организационно-транспортной схеме приобретения товара приобретателями; о возможности перемещения товара (услуги) к покупателю или покупателя к товару (услуге); о расходах связанных с поиском и приобретением товара (услуги) и транспортных расходах, об региональных особенностях спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения).

Предварительно географические границы товарного рынка, исходя из целей исследования, определены – территорией п. Ола Ольского района Магаданской области.

Согласно п. 4.5 Порядка предварительно определенные географические границы товарного рынка уточнялись в соответствии с методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемых товарных рынках.

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» выяснялось мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечали на вопрос: «У каких организаций – исполнителей, расположенных за пределами муниципального образования «поселок Ола» и в каком примерно количестве (объеме) Вы предпочтете заказывать услуги по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов и захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов, если цены на указанные услуги в пределах муниципального образования «поселок Ола» долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены за пределами таких границ останутся прежними» (укажите наименование организации – исполнителя). Из ответов приобретателей определено, что гипотетическое увеличение цены на услуги по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов и захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов, оказываемые в пределах муниципального образования «поселок Ола» не ведет к тому, что приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях).

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя учитывалась дальность нахождения места захоронения ТБО, дальность нахождения потенциальных продавцов услуг, что, в свою очередь, может влиять на стоимость услуг.

Стоимость услуг по вывозу (транспортировке) ТБО и захоронению (утилизации) на территории п. Ола не является сопоставимой со стоимостью аналогичных услуг в других районах области, так как тарифы на такие услуги устанавливаются в зависимости от расстояния до объекта размещения ТБО, от цены бензина, аренды (лизинга) автомобиля и иных условий обращения услуги.

Учитывая указанную специфику, географические границы рынков услуг по вывозу (транспортировке) ТБО и услуг по захоронению (утилизации) ТБО следует считать местными (локальными).

Таким образом, в результате анализа предварительно определенные географические границы обозначены территорией п. Ола Ольского района Магаданской области и признаются географическими границами рассматриваемых товарных рынков.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании подлежит лицензированию деятельность по обезвреживанию и размещению I-IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по транспортировке, обезвреживанию, размещению (хранению, захоронению) и использованию твердых бытовых отходов в географических границах муниципального образования «поселок Ола» в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

Также необходимо отметить, что указанные хозяйствующие субъекты могут осуществлять лишь одну из указанных услуг, несколько или же весь спектр услуг от транспортировки до захоронения. В связи с чем, состав хозяйствующих субъектов определялся в разрезе осуществляемых ими услуг.

Покупателями товара (услуги) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые бытовые отходы (в том числе отходы V класса опасности).

Твердые бытовые отходы являются отходами сферы потребления, образующимися в основном в результате жизнедеятельности населения, предприятий и организаций. Они состоят из материалов, не пригодных для дальнейшего  использования в быту. Эти отходы образуются и накапливаются в жилых домах, учреждениях, предприятиях.

Согласно информации, представленной администрацией муниципального образования «поселок Ола», ООО «Спецтранс-Ола» являлось единственной организацией в географических границах муниципального образования «поселок Ола», осуществлявшей деятельность по вывозу (транспортировке) ТБО и захоронению (утилизации) ТБО.

Согласно информации, представленной администрацией муниципального образования «Ольский район», ООО «Спецтранс-Ола» являлось единственной организацией в географических границах муниципального образования «Ольский район», осуществлявшей деятельность по вывозу (транспортировке) ТБО и захоронению (утилизации) ТБО.

На основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определен один хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом рынке, для которого установлены позволяющие его идентифицировать данные:

Общество с ограниченной ответственностью «Спецтранс-Ола» –        ул. Мелиораторов, д. 3, п. Ола, Магаданская область, 685000.

Приобретателями услуг на рынках по вывозу (транспортировке) ТБО и захоронению (утилизации) ТБО являются юридические лица (например, управляющие компании, бюджетные организации, предприятия, организации и т.д.) и физические лица (индивидуальные предприниматели) расположенные на территории п. Ола. Услуги оказываются в соответствии с заключенными договорами на территории муниципального образования «поселок Ола».

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке была использована информация, которая содержится в ответах ООО «Спецтранс-Ола», оказывавшего услуги по вывозу (транспортировке) ТБО и захоронению (утилизации) ТБО в географических границах муниципального образования «поселок Ола» по итогам 2012 – 8 месяцев 2013гг.

Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (оказания) услуг по вывозу (транспортировке) ТБО и захоронению (утилизации) ТБО.

Количественной характеристикой объема оказанных услуг на рынке по вывозу (транспортировке) ТБО - является объем оказанных услуг в стоимостном (тыс. руб.) и натуральном выражении (куб.м).

Количественной характеристикой объема оказанных услуг на рынке по захоронению (утилизации) ТБО – является объем оказанных услуг в стоимостном (тыс. руб.) и натуральном выражении (куб.м).

Объемы оказанных предприятием услуг по вывозу (транспортировке) ТБО и захоронению (утилизация) ТБО представлены в таблице № 1,2

                                                                                                         Таблица № 1

Объемы рынков услуг по вывозу (транспортировке) ТБО и услуг по захоронению (утилизации) ТБО в географических границах муниципального образования «поселок Ола» и доли хозяйствующего субъекта на указанном товарном рынке за 2012г.

Наименование хозяйствующего субъекта

 

 

 

 

Доля, %

Объем рынка по захоронению (утилизации) ТБО, м3

 

Доля, %

Объем рынка продаж (оказания) услуг по вывозу (транспортировке) ТБО, тыс.руб.

                                                                   Жилой фонд

ООО «Спецтранс-Ола»

-

100

-*

100

Всего:

-

100

                            -

100

ННI

 

10 000

 

10 000

                                                             Нежилой фонд

 

ООО «Спецтранс-Ола»

-

100

-

100

Всего:

           -

100

-

100

HHI:

 

10 000

 

10 000

      

* в том числе захоронение (утилизация) ТБО по предоставленной информации ООО «Спецтранс-Ола»

                                                                                                        Таблица № 2

Объемы рынков услуг по вывозу (транспортировке) ТБО и услуг по захоронению (утилизации) ТБО в географических границах муниципального образования «поселок Ола» и доли хозяйствующего субъекта на указанном товарном рынке за           8 месяцев 2013г.

Наименование хозяйствующего субъекта

 

 

 

 

Доля, %

Объем рынка по захоронению (утилизации) ТБО, м3

 

Доля, %

Объем рынка продаж (оказания) услуг по вывозу (транспортировке) ТБО, тыс.руб.

                                                                   Жилой фонд

ООО «Спецтранс-Ола»

-

100

-*

100

Всего:

-

100

                         -

100

ННI

 

10 000

 

10 000

                                                             Нежилой фонд

 

ООО «Спецтранс-Ола»

-

100

  -

100

Всего:

-

100

  -

100

HHI:

 

10 000

 

10 000

      

* в том числе захоронение (утилизация) ТБО по предоставленной информации ООО «Спецтранс-Ола»

На рынках услуг по вывозу (транспортировке) ТБО и захоронению (утилизации) ТБО в географических границах муниципального образования «поселок Ола» в период 2012 – 8 месяцев 2013гг. оказывал услуги один хозяйствующий субъект. Как видно из представленных данных продавцом на рынках услуг по вывозу (транспортировке) ТБО и захоронению (утилизации) ТБО в географических границах муниципального образования «поселок Ола» в период 2012 – 8 месяцев 2013 являлось ООО «Спецтранс-Ола» с долей 100%.

Исходя из показателей рыночной концентрации (70%<CR3≤100%; HHI равным 2 000≤HHI≤10 000), рынки услуг по вывозу (транспортировке) ТБО и захоронению (утилизации) ТБО в географических границах муниципального образования «поселок Ола» можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Процедура определения барьеров входа на рынок проведена в соответствии с разделом VIII Порядка проведения анализа.

Качественными показателями, характеризующими структуру товарных рынков, являются: наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости.

При анализе основными барьерами входа на товарный рынок по вывозу (транспортировке) и захоронению (утилизации) ТБО определены следующие ограничения.

Административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно: к обращению с опасными отходами; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обращению с опасными отходами. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под понятием «обращение с отходами» понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 №511. ТБО, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам III-IV класса опасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.12 №255, обращение с ТБО III-IV класса опасности требует получения лицензии. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Административные ограничения также связанны с предоставлением муниципальных преференций хозяйствующему субъекту ООО «Спецтранс-Ола», в виде передачи в безвозмездное пользование движимого имущества, необходимого для осуществления вывоза твердых бытовых отходов и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов.

Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

Экономическим ограничением является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, круг участников данного процесса ограничен.

Барьеры входа на рынки можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

1. Изученный рынок услуг по вывозу (транспортировке) ТБО и рынок услуг по захоронения (утилизации) ТБО в географических границах муниципального образования «поселок Ола» являются высококонцентрированным из-за наличия труднопреодолимых барьеров входа новых участников. Рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

2. На рынке услуг по вывозу (транспортировке) ТБО и на рынке услуг по захоронения (утилизации) ТБО в географических границах муниципального образования «поселок Ола» в период 2012г. и 8 месяцев 2013г. выявлены признаки наличия доминирующего положения ООО «Спецтранс-Ола» с долей более 50%.

3. По результатам исследования рынка услуг по вывозу (транспортировке) твердых бытовых отходов и рынка услуг по захоронению (утилизации) твердых бытовых отходов предлагаю включить ООО «Спецтранс-Ола» в «Реестр хозяйствующих субъектов…» по услугам вывоза (транспортировке) твердых бытовых отходов и услугам захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов с долей более 50% в географических границах п. Ола Магаданской области.