Обзор практики рассмотрения дел за 2018 год
Обзор практики дел, рассмотренных Магаданским УФАС России по теме: «Проблемные вопросы применения антимонопольного законодательства РФ при рассмотрении дел по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции»).
Сложившаяся в территориальном органе практика свидетельствует о том, что применение антимонопольными органами мер антимонопольного реагирования по вопросам установления, поддержания доминирующими хозяйствующими субъектами монопольно высоких цен на товары, работы, услуги является важным и эффективным способом восстановления нарушенных прав лиц в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей.
За истекший период 2018 года теруправлением приняты решения о нарушении антимонопольного законодательства в части установления, поддержания монопольно высоких цен по делам:
- № 03-10/01-2018 в отношении ОГБУ «Социальная прачечная»,
- № 03-10/03-2018 в отношении МОГБУЗ «Тенькинская районная больница»,
- № 03-10/04-2018 в отношении МОГУАЗ «Хасынская районная больница»,
- № 03-10/05-2018 в отношении МОГБУЗ «МСЧ «Авиамедицина».
Исходя из положений части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокая цена должна определяться 2 методами: затратный метод и метод сопоставимых рынков. Учитывая специфику региона (Магаданский регион изолированная территория РФ, отсутствие железной дороги, удаленность до покупателей из ЦРС, транспортные издержки, стоимость теплоресурсов, наличие районного коэффициента и северных надбавок к заработной плате и т.д.), теруправлению ни разу не удалось выявить сопоставимый товарный рынок в понимании действующего антимонопольного законодательства.
Квалификация действий хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке по пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление, поддержание монопольно высокой цены) производилась только по одному критерию: установление факта превышения в цене суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли (при условии доминирования данного хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке).
Магаданским УФАС России в 2018 году было выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в сфере услуг по стирке (обработке) белья.
Дело № 03-10/01-2018 в отношении ОГБУ «Социальная прачечная», судебное обжалование № А37-1629/2018.
Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОГБУ «Социальная прачечная» занималодоминирующееположениена рынкес долей более 50% вгеографическихграницахгорода Магадана.
Нарушение выразилось в установлении и применении монопольно высоких цен в 2017 году на услуги по стирке (обработке) белья : «прямое с крахмаливанием» в размере 155,90 руб./кг., «стирка фасонного белья без крахмаливания» в размере 203,90 руб./кг., «белье воинских частей» в размере 120,60 руб./кг., установление на 2018 год монопольно высокой цены на услугу по стирке (обработке) белья «фасонного без крахмаливания» в размере 215,12 руб./кг., результатом которых является ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Нарушение выявлено затратным методом в отсутствие сопоставимой цены на сопоставимом товарном рынке.
В процессе судебного обжалования постановления от 17.07.2018 № 56 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора ОГБУ «Социальная прачечная» Поляруша В.С. (дело № 12-267/2018) основным доводом жалобы была ссылка на положения пункта 5 части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции. Учреждение утверждало, что его положение не является доминирующим на товарном рынке. Являясь не коммерческой организацией, учреждение не имеет основной целью извлечение прибыли. Услуги, относящиеся к основной деятельности учреждения, осуществляются в соответствии с государственным заданием, формируемым и утвержденным учредителем - Департаментом имущественных и земельных отношений Магаданской области. Суд указал учреждению на неправильное толкование нормы материального права и признал постановление Магаданского УФАС России законным.
Также заявитель в добровольном порядке направил заявление в Арбитражный суд Магаданской области об отказе от требований по делам № А37-1629/2018, А37-2091/2018, выполнил предписания антимонопольного органа и оплатил административный штраф.
Магаданским УФАС России в 2018 году были выявлены 3 нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в сфере предоставления платных медицинских услуг.
Областное государственное казенное учреждение «Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области» обратилось в Магаданское УФАС России с заявлением по вопросу обоснованности стоимости услуги по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) водителей транспортных средств в учреждениях здравоохранения Магаданской области.
В результате рассмотрения вышеуказанного заявления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области 27.07.2018 возбуждены 3 дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предрейсовые и послерейсовые осмотры. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 № 835-н определено, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинской организацией или иной организацией при наличии лицензии.
Пунктом 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», определено, что Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.
Пунктом 4 Приказа департамента здравоохранения Магаданской области от 05.03.2013 «О порядке определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении департамента здравоохранения администрации Магаданской области» установлено, что цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг, при этом предусматриваемая рентабельность не может превышать 20 процентов.
Дело № 03-10/03-2018 в отношении МОГБУЗ «Тенькинская районная больница».
Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» занимало доминирующее положение на рынке платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) в период 2017- 4месяца 2018года с долей более 50% в географических границах поселков Усть-Омчуг, Омчак, Тенькинского городского округа Магаданской области.
Нарушение выразилось в установлении, поддержании монопольно высокой цены на услугу по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств предрейсовых (послерейсовых) в размере 170 руб. в период 2017 - 4месяца 2018года, результатом которых являются ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Нарушение выявлено затратным методом в отсутствие сопоставимой цены на сопоставимом товарном рынке.
По результатам исполнения предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, Учреждение с 01.11.2018 снизило цену услуги до 111 руб.
Дело № 03-10/04-2018 в отношении МОГАУЗ «Хасынская районная больница».
Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции Учреждение занимало доминирующее положение на рынке платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (предрейсовых, послерейсовых) в период 2017 – 4 месяца 2018гг. с долей более 50% в географических границах пос. Палатка Магаданской области.
Нарушение выразилось в установлении, поддержании монопольно высоких цен на услугу по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (предрейсовых, послерейсовых) в размере 167,17 руб. с 01.01.2017 по 18.02.2018; в размере 211,49 руб. с 19.02.2018 по 30.04.2018, результатом которых являются ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Нарушение выявлено затратным методом в отсутствие сопоставимой цены на сопоставимом товарном рынке.
По результатам рассмотрения дела Учреждению выдано предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего в срок до 31.01.2019 сформировать цену на услугу по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (предрейсовых, послерейсовых) на основе расходов и прибыли, необходимых для оказания данной услуги.
Дело № 03-10/05-2018 в отношении МОГБУЗ «МСЧ «Авиамедицина».
Комиссией Магаданского УФАС России установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции Учреждение занимало доминирующее положение на рынке платных медицинских услуг по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (предрейсовых, послерейсовых) в период 2017 – 4 месяца 2018гг. с долей более 50% в географических границах пос. Сокол Магаданской области.
Нарушение выразилось в установлении, поддержании монопольно высокой цены на услугу по проведению медицинских осмотров водителей транспортных средств (предрейсовых, послерейсовых) в размере 190,67 руб. в 2017 – 4 месяца 2018гг., результатом которых являются ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. Нарушение выявлено затратным методом в отсутствие сопоставимой цены на сопоставимом товарном рынке.
В рамках рассмотрения дела Учреждение добровольно устранило нарушение, путем снижения цены услуги до 121,33 руб.
Выводы: структурный анализ необходимых затрат, проведенный теруправлением на основе дел, рассмотренных в отношении учреждений здравоохранения Магаданской области по фактам установления, поддержания монопольно высоких цен, позволяет сделать вывод о том, что превышение затрат в цене возникает в основном в связи с включением учреждениями затрат, оплачиваемых за счет средств бюджета разных уровней и фонда ОМС (задвоение затрат), что в последующем приводит к необоснованному завышению затрат и прибыли, включаемых в расчет цены.