Установлено нарушение при реализации национального проекта: ограничение конкуренции при строительстве «Кванториума» подтверждено судами трех инстанций

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

28 января 2021 в городе Хабаровске состоялось заседание Арбитражного суда Дальневосточного округа по жалобе Магаданского областного государственного автономного учреждения «Детско-юношеский оздоровительный центр». Учреждение не согласно с вменяемым ему нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении договоров на модернизацию детского технопарка «Кванториум».

В соответствии с обжалуемым решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, вынесенным 26 февраля 2020 года, Учреждение осуществляет свою закупочную деятельность в рамках Федерального закона № 223-ФЗ, то есть самостоятельно разрабатывает Положение о закупках, в котором определяет порядок выбора контрагентов, порядок заключения договоров, в том числе с единственными подрядчиками.

При рассмотрении дела было установлено, что в своем Положении о закупках Учреждение установило возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) до 150 000 000 рублей.

Учитывая столь значительную сумму, Комиссия Магаданского УФАС России посчитала, что указанный критерий позволяет осуществлять закупки у единственного поставщика в любых случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка, что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

Данный вывод был подтверждён тем, что на основании указанного условия (почти сразу после его закрепления в Положении) МОГАУ «ДЮОЦ» заключило в марте 2019 года договор на модернизацию здания «Кванториума» на итоговую сумму 147 065 000 рублей (цена на дату вынесения решения) и в апреле того же года договор на оказание услуг по строительному контролю (цена договора - 2 261 95, 80 рублей) с единственными подрядчиками.

Материалами дела было установлено, что внесение изменений в Положение о закупках и закрепление возможности заключения прямых договоров на сумму до 150 000 000 рублей неразрывно связано с возникшей потребностью заказчика выбрать подрядчика для модернизации Кванториума.

Решение Магаданского УФАС России было обжаловано Учреждением в Арбитражный суд Магаданской области. 31 августа Суд отказал в признании недействительным решения и подтвердил факт ограничения конкуренции.

30 октября 2020 решение Суда признано законным судом апелляционной инстанции и вступило в законную силу. И, наконец, 28 января 2021 года кассационный суд также признал вышеизложенные выводы законными.

 

Указом Губернатора от 06.11.2019 № 213-у утвержден План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Магаданской области на 2019-2022 годы.

Указанным Планом предусмотрены мероприятия, в том числе направленные на устранение случаев (снижения количества) осуществления закупки у единственного поставщика (пункт 2 раздела III Плана). Между тем, учитывая складывающуюся отрицательную практику, которая противоречит как Закону о защите конкуренции, так и внутренней политике области, Магаданским УФАС России направлено письмо в адрес Губернатора Магаданской области с рекомендациями разработать типовое Положение о закупках, исключающее возможность осуществлять закупки у единственного поставщика без проведения конкурентных процедур при наличии развитой конкурентной среды.