Владимир Путин: «Топливо подорожало из-за желания грубо извлечь необоснованную прибыль»

- Следующей зимой подобных ЧП быть не должно, - сказал премьер. - Надо готовить планы по обновлению сетей. Цифры по финансированию там колоссальные, но нужно работать.

Жадным нефтяникам пригрозили тюрьмой.
- Также следует создать надежную страховку от необоснованного вздутия цен на топливо, - продолжил Путин. - А сам механизм ценообразования должен быть максимально прозрачным.
По данным премьера, средняя стоимость солярки в январе перевалила за 28 тысяч рублей за тонну, с декабря рост в 35%! Для сельского хозяйства - убийственные цены.
- Минэнерго, ФАС провели анализ такого бурного роста, - сказал премьер. - Действительно, объективные факторы роста цены есть, но они оказались вовсе не основными. По данным ФАС получается, что 50% увеличения цены приходится на так называемый фактор роста спроса. Именно этим объясняют подорожание нефтяные компании. Но с этим нельзя согласиться! Такая постановка вопроса может привести к оправданию дефицита и к его искусственному созданию. Мне не хотелось бы думать, что причина скачка цен банальна - желание грубо извлечь необоснованную максимальную прибыль!
Но проверки нефтяников дали свои результаты. По информации премьера, после работы, которую провело Минэнерго, "Сургутнефтегаз", "Роснефть", "ЛУКОЙЛ" уже снизили цены на топливо.
- Вместе с тем нет реакции ни от "Газпром нефти", ни от ВР. Если есть что сказать - пожалуйста, - обратился Путин к представителям провинившихся компаний.
- Уже отреагировали, - раздался невеселый голос Германа Хана, исполнительного директора ТНК-ВР. - Понизим.
- Когда? - не унимался Путин.
- Сегодня, - тяжело выдохнув, сказал Хан.
- А мы еще в конце января отреагировали, - откликнулся Александр Дюков, гендиректор "Газпром нефти". - Вчера было принято решение дополнительно снизить цены.
- Александр Валерьевич, может, все так и было, только, по имеющимся у меня данным, на сегодняшнее утро никаких изменений по вашей компании нет. Посмотрим, что будет, - сказал Владимир Путин.
- Рост цен был необоснованный, и полученная прибыль должна быть изъята, - обрушился на нефтяников глава антимонопольной службы Игорь Артемьев. - Из-за того что компании хотели за счет потребителя компенсировать ущерб от повышения акцизов, искусственно был создан дефицит авиатоплива и дизельного топлива. Это привело к рукотворному росту цены. Никогда такого не было, что авиакеросин и дизельное топливо стоили дороже 95-го бензина. И это в тот год, когда экономика начала оживать. То, что сделали нефтяные компании, - это форменное безобразие. Когда же наступит тот день, когда наши нефтяники будут рассчитывать предельные цены на топливо для внутреннего рынка из соответствующих формул, которые существуют во всем мире? Может, закон такой принять? Мы его подготовили!
- Давайте вносите это предложение на рассмотрение правительства, - сказал Путин. А Артемьев напомнил, что ценовой сговор карается серьезным тюремным сроком - до 8 лет.
Также сохранится скидка на горючее и для села.
- Для сельхозпроизводителей она составит 10%. Но 10% от цены, которая была 1 ноября 2010 года, - заявил Путин. - Это означает, что от сегодняшней цены скидка будет 30%. Сельское хозяйство и так пережило труднейший год, надо дать возможность провести посевные работы.
Досталось и Газпрому.
Скучные доклады руководителей энергетических компаний Путин прерывал вопросами и уточнениями, и казалось, совещание должно закончиться мирно. Но тут после доклада зампреда Газпрома Валерия Голубева у Путина появились вопросы и комментарии. Валерий Александрович посетовал, что денег не хватает на строительство трубопроводов... И лучше бы он этого не говорил. Проблема в том, что Газпром - монополист на рынке строительства газового транспорта. И по идее должен обеспечивать газопроводами частные нефтяные компании и себя. А на деле получается, что существующие мощности не справляются, в итоге возникает дефицит газа...
- Вы знаете, как я отношусь к Газпрому, но получается, что мы интересы конкретной компании ставим выше, отчего в конечном итоге тормозится развитие всей экономики, - сердито сказал Путин Голубеву. - Вы отдаете себе в этом отчет? Вы обещали, что дефицита не будет. А сейчас говорите, что дефицит есть! Проблема в том, что дефицит транспортных мощностей есть, а мы туда никого не пускаем с подачи компании (Газпрома. - Прим. ред.). Это неправильно. Или вы будете эффективно работать, или мы вынуждены будем пойти на изменение действующих правил.