Ценовой удар

              Дизель - жидкое топливо, получаемое путем прямой перегонки нефти. От грубого (солярки) до высококачественного евро-4. Его ценят за универсальность. На нем работают двигатели поездов, большегрузов, сельхоз техники. И все чаще легковых автомобилей. Но главный плюс - низкая цена. Хотя этой зимой недорогое топливо преподнесло неприятный сюрприз.

За два месяца цены на дизель взлетели более чем на 35 процентов и сравнялись, а кое-где даже обогнали дорогой бензин. Рост начался внезапно и без видимых причин. С середины осени пополз вверх 80-й - плюс три рубля. По два рубля накинули 92-й и 95-й. Но дизель явно вне конкуренции. Было 19 - стало 26.
На совещании по топливному комплексу Владимир Путин собрал ведущих энергетиков страны. Еще до начала было ясно: вопроса о стоимости бензина не избежать. Кто-то успел снизить цены заранее, кому-то пришлось принимать решение прямо за столом.
"Пока нет реакции ни от "Газпром нефти", ни от "ТНК-BP". И если есть, что сказать, то просил бы это прямо сейчас и сделать", - говорит премьер Владимир Путин.
"Мы уже отреагировали, Владимир Владимирович, снижение будет сегодня", - отвечает Герман Хан, исполнительный директор ТНК-BP.
"На самом деле, мы отреагировали еще в конце января и мы снижаем цены на зимнее дизельное топливо дополнительно к тому снижению, которое было в конце января, еще на полторы тысячи рублей на тонну", - отвечает генеральный директор ОАО "Газпром нефть" Александр Дюков.
"Александр Валерьевич, может быть, все так и было. Только по имающимся у меня сведениям на утро сегодняшнего дня, ничего по вашей компании, никаких изменений по вашей компании не было заметно. Ну, посмотрим, что будет в конце сегодняшнего. И в этой связи даю команду ФАС незамедлительно начать антимонопольное расследование по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо", - говорит Владимир Путин.
Последнее (про ФАС) фиксировали особенно тщательно. Только в 2010 нефтяники были оштрафованы на пять миллиардов рублей. На сей раз в сговоре подозревают "Роснефть", "Газпром нефть" и "Лукойл".
"Это всё рукотворный рост цены. Никогда такого еще не было, чтобы авиационный керосин и дизельное топливо стоили больше, чем 92-й бензин и даже 95-й бензин в трети регионов России", - недоумевает руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Осенью более десятка НПЗ почему-то синхронно встали на ремонт, чем спровоцировали дефицит. Но главным фактором стал рост акцизов. Топливный сбор растет ежегодно на десять процентов. А с 2011 еще плюс рубль на литр - в дорожный фонд.
"Десять процентов индексация акцизов - раз, рубль за литр - два и НДС, который у нас накручивается на акциз, потому что, акциз не является налогом. И все это вместе привело к тому, что в этом году налоговая нагрузка увеличилась на бензин примерно две тысячи рублей на каждую тонну", - объясняет президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.
Возьмем самый ходовой в России АИ-92 и посмотрим, из чего складывается его средняя цена: Примерно рубль - это затраты на добычу; налоги и акцизы в совокупности дают почти 14 рублей; переработка и транспортировка - еще плюс 6; и, наконец, прибыль продавцов - 4,5. Как видно, более половины приходится на отчисления в бюджет.
И в правительстве это, безусловно, понимают. На совещании Путин требует оптимизировать налоги максимально быстро. Например, дать льготы на освоения новых скважин. Но даже при нынешних ставках наша нефтянка - одна из самых прибыльных в мире. А, значит, резерв снижения цен все-таки есть. На вечер девятого февраля на заправках срочно меняют ценники.
Десятое февраля, президиум правительства. И тот же вопрос: что с ценами?
"Что-то произошло реально на рынке или нет? Снижение реальное состоялось, или этого мы пока не видим?" – спрашивает Владимир Путин.
Рапортуя о снижении, министры буквально перебивают друг друга после того, когда действительно девятого февраля на совещании компании приняли решение.
"В порядка 30 процентах регионов примерно от 50 копеек до 1,20 рубля на литр такое снижение наблюдается", - докладывает министр энергетики рф Сергей Шматко.
"По Москве мы сегодня отследили, что конкретно на рубль уже дизельное топливо пошло", - говорит заместитель председателя правительства рф Игорь Сечин.
Реакция есть, но не везде. Во Владивостоке дизтопливо на заправках по-прежнему зашкаливает.
В Калининграде хоть и дешевле, снижения водители так и не дождались.
"Есть некоторые регионы, в которых нет снижения цен, это, к примеру, Астраханская область, Ярославская область, Оренбургская область, Волгоградская область, Омская область", - рассказывает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Владимир Цыганов.
"Вместе с ФАСом проверьте еще раз эту информацию и доведите вчерашнее решение до логического завершения, а логическое завершение, как я уже говорил, такое: деньги должны остаться не в другом кармане (тех же наших замечательных компаний, но в розничном звене), а должны сказаться на потребителе положительно, потребитель должен почувствовать это снижение", – требует Владимир Путин.
Особенно больно рост цен бьет по аграриям. Перед посевной им решено продлить льготу на ГСМ: минус 30 процентов от сегодняшней цены.
А вот льготный режим работы газовой монополии, возможно, будет пересмотрен. "Газпром", по сути, "сидит на трубе" и не пускает в неё независимых производителей. Но сам при этом в новые мощности не инвестирует. Трубопроводов не хватает, добыча падает.
"Есть дефицит транспортных мощностей, а мы туда никого не пускаем с подачи компании. И это неправильно. Или вы будете эффективно работать, или мы вынуждены будем пойти на изменение действующих правил и внесение изменений в законодательство", - предупреждает Владимир Путин.