Вокруг госзакупок продолжаются позиционные бои
Вторая версия концепции законопроекта о ФКС была обнародована на сайте Минэкономики 17 марта (о первой версии - см. "Ъ" от 9 марта). Текст первоначальной концепции, основанный на разработках Высшей школы экономики, предлагал замену действующего закона N 94 об организации госзакупок (разработка Федеральной антимонопольной службы) системой сквозного планирования и контроля госзакупок с некоторой либерализацией организации госзакупок для госзаказчика. Концепция вызвала острую критику ФАС и ее сторонников, к которым присоединился автор проекта негосударственного контроля госзакупок rospil.info Алексей Навальный. ФАС настаивает на ненужности закона о ФКС и учете всех замечаний к закону N 94 в поправках к нему.
В новой версии концепция увеличилась с 17 до 25 страниц преимущественно за счет "раскрытия" и "уточнения" тезисов старой версии, в предыдущих вариантах данных одним-двумя предложениями. Так, заявление о том, что ФЗ N 94 "исчерпал свой антикоррупционный потенциал", которое содержалось еще в старой версии концепции, Минэкономики подкрепило цифрами. Так, если в 2006 году объем торгов, осуществленных на внеконкурсной основе, составлял 23%, то в 2010-м - уже 57,7%. Основной проблемой действующего законодательства, которая в новой версии прописана теперь подробно, назван тот факт, что относительная прозрачность обеспечена только лишь на стадии размещения заказа, а не на всем цикле госзакупок. Результатом действующей системы (созданной под эгидой ФАС ) стало "широкое распространение победы в торгах фирм-однодневок, вывод денег, их обналичивание за счет сговора с конкретным поставщиком по завышенной цене".
Базовые положения старой версии концепции ФКС не изменились, но уже сейчас очевидно: при доработке концепции Минэкономики склоняется в сторону создания системы, в большей степени ориентирующейся на самоконтроль и транспарентность госзакупок для государства, но не для общества - в отличие от ВШЭ, постулировавшей "презумпцию добросовестности заказчика" с существенным внешним (в дополнение к административному) контролем. Отметим, вчера же Минэкономики опубликовало законопроект о штрафах чиновникам за задержки оплаты госзакупок - это вполне в логике "административного", но не судебного, то есть публичного, регулирования таких вопросов. Показательно введение в концепцию и механизма внесудебного урегулирования споров о госконтрактах, и разъяснения механизма "конкурентных переговоров" - это переговоры в присутствии представителей контролирующих и надзорных органов.