Принуждение к гудку

На то, что сотовики навязывают абонентам дополнительный сервис, обратила внимание Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее управление по Республике Татарстан возбудило дело против компании МТС по признакам нарушения закона о защите конкуренции. Поводом для разбирательства стали жалобы граждан, что оператор «втихую» подключает новым пользователям услугу «Гудок».

Один из заявителей рассказал, что узнал о ней только после того, как ознакомился с информационным буклетом, прилагаемым к сим-карте. В контракте, который абонент подписал с компанией, не было прописано условий отключения от «музыкального» сервиса. А продавец салона «забыл» предупредить клиента об этой «мелочи». Другой абонент рассказал антимонопольщикам, что услуга бесплатно подключается всем новым пользователям сроком на один месяц. «Через месяц услуга становится платной, и никто ее не отключает, никто не предупреждает о необходимости отключения, при неиспользовании телефона баланс уходит «в минус», - пожаловался он.
Не исключено, что в ближайшем будущем карающий меч ведомства обрушится и на другие сотовые компании. Например, «Мегафон» также продает музыкальную услугу «в нагрузку» к контракту. И большинство потребителей узнают о ней со слов продавца в фирменном магазине. Иногда соответствующая информация просто записывается от руки на договоре подключения.
К подобным ухищрениям операторы начали прибегать еще года полтора назад, рассказывает гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. А сейчас, когда у операторов снизился доход от роуминга, поводов для такого поведения стало еще больше.
- Сотовики пытаются повысить свой показатель ARPU (средняя выручка на одного пользователя. - «Известия»). Человек покупает сим-карту просто для голосового общения, а через какое-то время обнаруживает, что с его счета сняли дополнительно 30 - 40 рублей. Он звонит в коллцентр, полчаса еще висит на линии и выясняет, что каждый день ему «снимают» по рублю за услугу, о которой он даже не знал.
Все это неэтично по отношению к клиентам, указывает эксперт. Ведь таким образом оператор может потерять доверие новоиспеченного абонента - если ему нужна та или иная дополнительная услуга, то он сам ее подключит, а если нет, то не следует ее навязывать. В самих компаниях, естественно, думают иначе. Сотовики указывают, что при подключении к одному из действующих тарифов абонент дает согласие на его «параметры». Они указаны как в самом комплекте, так и на сайте сотовика. Денис Кусков из TelecomDaily советует внимательно знакомиться с документами, прежде чем подписывать контракт. Другое дело, что избежать навязанной услуги, скорее всего, не получится - подобная практика взята на вооружение большинством операторов. И, обратившись к конкуренту, пользователь с высокой вероятностью будет «подписан» на те же самые «гудки».