Реформа провалена. Всем спасибо.

Об этом на прошлой неделе заявил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин. По его словам, метод RAB-регулирования, основанный на возвратности на вложенный капитал, был призван оптимизировать инвестиционные программы сетевых компаний и способствовать снижению тарифов на передачу. Но по факту RAB-тарифообразование оказалось таким же затратным механизмом, что применялся ранее, с той разницей, что теперь в тарифе учитываются не прошлые, а будущие затраты.

Для совершенствования тарифообразования в энергосетевом хозяйстве Голомолзин предложил ввести систему ценового арбитража, когда антимонопольщики еще на этапе формирования тарифа будут участвовать в работе региональной энергетической комиссии с правом совещательного голоса. Собственно, об этой же мере ранее заявлял вице-премьер Игорь Сечин, курирующий энергетику. Сечин также предложил изменить методику расчета цен на мощность в сегменте генерации электричества. Все эти меры стали обсуждаться после того, как российский президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин выразили озабоченность темпами прироста в последние годы цен на электроэнергию для промышленных потребителей. Так, в 2011 году они превысили одобренный государством предельный уровень в 15%. Проблема в том, что государство не предусмотрело механизмов ограничения безудержного роста цен на электроэнергию. Действующий принцип маржинального ценообразования в отрасли противоречит интересам потребителей электроэнергии (см. "Пора подумать о потребителях" в "Эксперте" N 8 за этот год). Причем наиболее "зловредным" оказалось как раз тарифообразование в сетевом хозяйстве и энергосбытовой сфере. Специалисты, отвечающие за регулирование рынка, говорят, что они более-менее понимают, как формируется цена на оптовом рынке электричества, а вот что происходит в регионах, для них загадка. Если на оптовом рынке цена за 1 кВтч электроэнергии стоит, скажем, полтора рубля, и понятно, из чего она складывается, то, как на выходе для конечного потребителя цена достигает шести рублей и выше за киловатт-час, никто в отрасли объяснить не может.
Таковы плачевные результаты реформы электроэнергетики, запущенной много лет назад Анатолием Чубайсом и вышедшей на завершающую стадию в этом году. Главная ее заявленная цель: "создание конкуренции приведет к снижению цен на электроэнергию" - достигнута не была. Реформа, напротив, привела лишь к локальному и региональному монополизму и опасному росту цен. В некоторых случаях цена на электроэнергию для крупных российских промышленных потребителей превышает уровень США и Западной Европы.
Вторая задача реформы - привлечение инвестиций в энергетику - была решена только с точки зрения распродажи активов РАО ЕЭС. Серьезные инвестиции в модернизацию и новое строительство так и не пошли. Правительство уже несколько раз пересматривало параметры реализации инвестпрограмм в сторону их снижения и пролонгирования. Между тем деньги на развитие у энергетиков есть. Даже без учета доходов от приватизации отрасли и введения платы за предоставление мощности и так называемых ценовых инвестиционных составляющих в тарифе энергетики могли бы только за счет маржинального роста цен уже построить 9 ГВт новых мощностей генерации (это примерно 5% от существующих).