Заигрались

Тема госзакупок приобрела особую актуальность в конце прошлого года, после того как внимание на нее обратил Дмитрий Медведев. Президент возмутился тем, что медицинские томографы, закупаемые в рамках госпрограммы, в одних регионах стоили в несколько раз дороже, чем в других. Руководитель контрольного управления президента Константин Чуйченко уточнил, что цена аппарата от производителя составляла около 16 млн. рублей, но в некоторых медицинских учреждениях их умудрились закупить на порядок дороже. Так в одной из областей магнитно-резонансный томограф обошелся бюджету аж в 90 млн. рублей. То есть получалось, что стоимость однородного медицинского оборудования отличалась в 2-3 раза. Ущерб от таких закупок был оценен в 1 трлн. рублей. Генпрокуратура направила в Следственный комитет материалы дела по фактам закупки томографов по завышенным ценам. А президент дал указание реформировать систему госзакупок в том числе, что касается законодательства.

Вчера представители Министерства экономического развития и профильные комитеты Госдумы отчитывались, что сделано на специально созванном для этого международном форуме. В Минэкономразвития разработан проект закона "О федеральной контрактной системе", который должен заменить пресловутый 94-й закон о госзакупках. Перспективы нового законопроекта обозначил заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев. По словам замминистра, новый законопроект, который предполагается внести на согласование через месяц-полтора, должен выполнять три основные цели. Он должен быть понятней и проще нынешнего, иметь более широкий набор инструментов и большую свободу для размещения заказа. И в то же самое время новые правила должны повысить ответственность заказчика на всех циклах государственного заказа. А вот электронные аукционы из 94-го закона, которые должны были предотвратить коррупционные сговоры при госзакупках, г-н Лихачев раскритиковал по полной программе. По словам заместителя министра, идея, чтобы электронные торги выступили в качестве панацеи от коррупции, провалилась. В результате того, что была ориентация на самую выгодную низкую цену, снизилось качество поставляемых услуг и товаров. Введение между заказчиком и поставщиком электронных площадок в том виде, в каком они сегодня существуют, не решает практически ни одной из продекларированных задач. В частности, не достигается анонимность участников торгов.
Атаку на электронные торги продолжил председатель комитета по строительству и земельным отношениям Госдумы Мартин Шаккум. Он отметил, что никуда нам не удалось уйти от человеческого фактора. Если раньше заказчиков упрекали в сговоре с поставщиками, то теперь решения позволили принимать операторам электронных площадок, которые не обладают профессиональной этикой. "Чтобы все было справедливо, это должны быть кристально чистые люди, которых выращивают в пробирке и завозят с Марса", - возмущался депутат. По его мнению, 94-й закон "совершенно увел нас в первую очередь в сторону процедур". А заказчик должен прежде всего отвечать за результат. "А то получается, что ты вроде все по правилам сделал, а что получилось, уже не важно, - пояснил Шаккум. - И то, что товара нет, иногда тоже".
По мнению Шаккума, даже само слово "аукцион" вводить в систему заказа было вредно.
поскольку "люди заигрываются, идут на все, демпингуют, после чего им приходится снижать качество работ". Депутат даже проинформировал, что сформировалась такса (30-40 тыс. рублей), за которую покупают информацию об участниках аукциона, а затем, уже владея этой информацией, оказывают на них давление. Кроме того, на электронных площадках нередко происходит технический сбой, в результате на несколько часов все результаты "сносятся", и многие добросовестные участники не успевают принять участие в конкурсе. В то время как мошенники всегда везде оказываются вовремя. Под конец своего выступления г-н Шаккум сообщил, что в ближайшее время, скорее всего уже в июне-июле, в Госдуму им будут внесены поправки по отмене обязательных электронных аукционов. "Обязательную форму электронных аукционов необходимо отменить, - пояснил парламентарий. - Заказчик должен самостоятельно выбирать ту форму торгов, которая удобна для данной закупки". Того, что отмена аукционов не уменьшит, а увеличит коррупцию, депутат не опасается. "Нужно лишь сформировать четкую систему определения цены, - пояснил "НИ" депутат. - К этому будет привлекаться широкий круг экспертов. Сейчас же аукцион служит больше ширмой для заказчика для того, чтобы прикрыть мошеннические схемы".
Противников этих предложений в зале не оказалось. Что в принципе было неудивительно. Например, на конференции не было никого из представителей Федеральной антимонопольной службы. Между тем ФАС выступает категорически против отмены обязательных электронных аукционов и считает, что закон, который предлагает Минэкономразвития, приведет к росту коррупции в стране.