Авиакомпании сделали кассу на праздниках

Российские авиаперевозчики воспользовались высоким сезоном в новогодние праздники сполна: на некоторые направления тарифы выросли в три раза. Это неизбежно, поскольку многие внутренние рейсы игроки рынка выполняют в убыток и добирают потери в праздники.

Большинство ведущих отечественных авиаперевозчиков повысило цены на билеты по внутрироссийским направлениям в период новогодних праздников, причем по некоторым направлениям цены подскочили в три раза. Таковы результаты исследования, проведенного ИК "Регион".

Примечательно, что сильнее всего выросли цены не у лидера рынка – "Аэрофлота", а у компании "Сибирь" (S7). Как отмечается в исследовании, в среднем цены на перелеты эконом-классом из Москвы в популярные российские города (Санкт-Петербург, Сочи, Казань и Пермь) у S7 стали в этот период дороже в три раза, в то время как у "Аэрофлота" рост составил 79%, у "ЮТэйра" - 22%.

Конкретные цифры

В середине декабря билеты эконом-класса в Сочи с вылетом 30 декабря и возвратом 8 января у S7 стоили 27 тысяч рублей, у "Аэрофлота" – 23 тыс., у "ЮТэйра" - 15 тыс. Обычные цены на эти направления составляют от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

 

В то же время, по большинству направлений именно "Аэрофлот" остается недосягаемым лидером: в декабре его цены на репрезентативных внутренних рейсах выросли на 76%. На основных международных направлениях рост тарифов составил 67%. Наиболее значимо увеличились тарифы на рейсы из Москвы в Киев, Париж, Берлин и Нью-Йорк.

При этом на фоне новогоднего ралли тарифы "Аэрофлота" на азиатские направления росли значительно меньшими темпами, а на некоторых рейсах даже упали. Это связано с политикой компании по агрессивному завоеванию азиатского рынка, отмечают в ИК "Регион".

Повода для претензий нет

 

В Федеральной антимонопольной службе РФ (ФАС) Firstnews пояснили, что относительно невысокая активность "Аэрофлота" объясняется, прежде всего, тем, что расти выше его тарифам по многим направлениям зачастую некуда. Таким образом, конкуренты просто догоняли лидера рынка, пользуясь ажиотажным спросом на билеты.

По словам главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого, формального повода для претензий нет, так как в соответствии с российским воздушным кодексом цену на перевозку авиакомпания устанавливает самостоятельно.

"Внутренний рынок у нас полностью либерализован и высококонкурентен. Компания не будет задирать цены бесконечно – люди просто перестанут летать. Если происходит сезонное завышение цен, но кресла в самолетах заполняются несмотря на двух-трехкратный рост, значит, действия авиакомпании оправданы рыночной ситуацией", - говорит эксперт. 

 


В российских условиях многие авиаперевозчики выполняют откровенно убыточные рейсы, и в высокие сезоны "добирают" потерянные деньги, пояснил Алексей Синицкий, добавив, что "если авиакомпании начнут разоряться, летать станет просто некому".

Сами игроки рынка избегают говорить на эту тему. В "Трансаэро", например, отказались предоставить комментарий, сославшись на внутреннюю политику компании в этом вопросе.

Внимание, ФАС

В то же время цены на авиабилеты часто становятся предметом внимания ФАС. Ведомство ранее штрафовало авиакомпанию "Якутия" за монопольно высокие цены на билеты, аналогичные дела возбуждались в Амурской области против "Трансаэро", "Владивостокавиа" и многих других, однако во всех этих случаях речь шла не о высоком сезоне.

Начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг отмечает, что понятие высокого сезона действует для авиаперевозчиков, и, в целом, увеличение цен они проводят таким образом, что увидеть признаки сговора или других нарушений антимонопольного законодательства невозможно.

"Конечно, каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно, но зачастую все списывается на сезонность и систему продажи билетов, когда последние оставшиеся места стоят в разы дороже. Также соответствует действительности объяснение об убыточности некоторых рейсов и попытке отбить расходы на них в праздники", - прокомментировал чиновник ведомства Firstnews.

Одним из громких дел стал эпизод с разбирательством УФАС по Новосибирской области в отношении S7 по злоупотреблению доминирующим положением на маршруте Новосибирск—Владивосток—Новосибирск.

По мнению ведомства, перевозчик нарушил процедуру формирования тарифов, завысив цены на билеты в 1,5 раза. В результате S7 была оштрафована на 10 млн рублей.

В свою очередь авиакомпания обратила внимание ФАС на то, что крупные авиаперевозчики управляют доходами, анализируя всю маршрутную сеть и тарифы на ней. Поэтому рассматривать цены на отдельном маршруте в отрыве от всей тарифной сетки компании некорректно.

Более того, этим процессом часто управляет автоматизированная система управления доходами, которая регулирует квоты мест, доступные к продаже на конкретный рейс.

"По высоким ценам реализуются не все билеты на рейс – существует ведь и предварительная продажа. Дорого уходят только последние остающиеся билеты, но это нормально: самолет почти заполнен, высокий сезон в разгаре", - объясняет Firstnews представитель авиакомпании, пожелавший остаться неизвестным. 

 

Картельный сговор

Штрафы иногда платят крупные зарубежные перевозчики: нигерийские власти в прошлом году нашли признаки необоснованного завышения цен со стороны British Airways и Virgin Atlantic и выписали им штрафы на $135 и $100 млн соответственно.

Примечательно, что ранее British Airways и Virgin Atlantic уже обвинялись в картельном сговоре касательно цен на трансатлантические рейсы. Компании были оштрафованы на $200 млн каждая.