ФАС: как и почем покупаем?

В Магадане завершился семинар для Дальневосточного федерального округа, посвященный обсуждению антимонопольного законодательства и законодательства "О закупках отдельными видами юридических лиц". Его провел статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Андрей ЦАРИКОВСКИЙ, курирующий в ведомстве контроль размещения госзаказа, борьбу с картелями, контроль на рынке ЖКХ, строительства и природных ресурсов.
На семинаре с участием руководителей всех территориальных органов ФАС Дальнего Востока обсудили последние изменения в конкурентном законодательстве и законодательстве о государственных закупках. Андрей Цариковский рассказал о поправках в законодательство, так называемом третьем антимонопольном пакете, основные цели которого - снижение административных барьеров для бизнеса, а также повышение прозрачности деятельности ФАС России.


- Такие встречи способствуют созданию эффективной базы для пресечения нарушений на товарных рынках, позволяют добиться единства правоприменения и укрепляют взаимоотношения между федеральными и муниципальными органами власти. Об этом мы говорили не только на семинаре, но и с первым заместителем губернатора Николаем Карпенко и мэром Магадана Владимиром Печеным.
- Как вы оцениваете взаимодействие Территориального управления ФАС с органами власти?
- Деятельность антимонопольного ведомства очень заметна в Магаданской области и вносит свой ощутимый вклад в экономическую жизнь территории, несмотря на то что многие споры и вопросы приходится решать в судебном порядке. Я уверен, что работа ведомства станет хорошим началом для взаимодействия Магаданской области со всеми федеральными ведомствами.
Я встречался с сотрудниками вашего территориального управления, смотрел, как они работают и живут. В мою задачу не входила проверка деятельности, а лишь знакомство с основными направлениями и отдельные разъяснения. Здесь сразу заметно большое количество судебных дел, часто и с городской администрацией. В аппарате Федеральной антимонопольной службы есть примета: если о руководителе территориального органа год ничего не говорят и даже не жалуются на него, значит, пора объявлять не полное служебное соответствие. А ведь 53 процента дел о нарушениях антимонопольного законодательства приходятся как раз на органы власти. И Магадан в этом плане отличается настойчивостью.
Мы за то, чтобы все конфликты решались цивилизованно или путем переговоров, в крайнем случае в судебном порядке. Всегда будут рабочая дискуссия и конструктивные отношения. Мы рекомендуем при принятии решений заранее встречаться с нашими специалистами и на стадии обсуждения выявлять те моменты, которые могут стать в дальнейшем предметом серьезного разбирательства.
- Ждут ли в рамках административной реформы какие-то изменения вашу службу?
- Это достаточно болезненный вопрос. И мы должны сокращаться, но вместе с тем ФАС добавили мониторинг соблюдения 223-го закона о контроле закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций. Работы прибавилось много, и стало не хватать специалистов.
- Вы имеете в виду принятый Госдумой в первом чтении Закон "О федеральной контрактной системе"?
- Да, он регламентирует весь закупочный цикл - от планирования государственных и муниципальных нужд до аудита исполнения заказа. Закон не только урегулирует правовую основу формирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг, но и решит ряд организационных вопросов. В том числе установлен ряд антидемпинговых мер, позволяющих отклонять заявки с необоснованно заниженными ценами. Например, в случае снижения потенциальным участником своего предложения более чем на четверть от начальной цены он должен будет представить дополнительные расчеты и обоснование такого снижения.
Документ предусматривает расширение линейки способов закупок за счет двухэтапного конкурса, конкурса с ограниченным участием и запроса предложений, которые должны позволить заказчикам более гибко учитывать особенности отдельных видов закупаемой продукции, а также рыночную конъюнктуру. Также в законе прописана обязанность госзаказчиков, муниципалитетов, бюджетных учреждений обнародовать свои планы закупок публично на общероссийском сайте на три года вперед, а на текущий год в более подробном плане-графике с указанием выбора процедуры закупок, методики расчета начальной цены и прочего. Что и почем покупать - вопрос не только для продавцов и покупателей, главным образом, для специалистов Федеральной антимонопольной службы России.
Госдума планирует принять закон в третьем, окончательном, чтении до конца 2012 года. После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ он вступит в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования и заменит печально известный 94-й федеральный закон.
- Теперь понятно, почему вы озабочены нехваткой специалистов. Не поэтому ли вашу службу называют профессорской?
- Многие наши коллеги в качестве дополнительного заработка преподают, считаю это для госслужащего правильным. Я сам возглавляю кафедру Высшей школы экономики. И главное в чтении лекций - полезность. Рассказываем о том, чем занимаемся, постоянно в курсе законодательства. Это, кстати, исключает и коррупцию в получении дополнительных доходов.
- Андрей Юрьевич, вы впервые в Магадане, но история семьи связана с нашим краем...
- Да, папа работал главным архитектором Ленаэропроекта и строил новый аэропорт в заполярном Певеке. А на Дальнем Востоке я побывал практически во всех уголках. У каждого края есть свои особенности, а в Магадане очень понравилась рыбалка. Впервые в жизни ловил камбалу - уникальное явление!
И, конечно, ваша магаданская уха! Спасибо коллегам, что познакомили с природой. Ваш город особенно гостеприимный, это не только мое мнение, радушие отметили все участники семинара.