Российские банки пользуются забывчивостью клиентов - сообщают "Вести ФМ"

Ежегодно банки зарабатывают десятки миллионов рублей на штрафах. О сложившейся ситуации в студии радио "Вести ФМ" Елена Щедрунова беседовала с начальником аналитического управления "Банка БКФ" Максимом Осадчим и начальником департамента активных операций банка "Финансовый стандарт" Романом Андреевым.   Щедрунова: Здравствуйте, у микрофона Елена Щедрунова. Поговорим сегодня о состоянии российской банковской системы. У нас в студии начальник аналитического управления "Банка БКФ" Максим Осадчий. Максим, здравствуйте. Осадчий: Здравствуйте. Щедрунова: И начальник департамента активных операций банка "Финансовый стандарт" Роман Андреев. Роман, здравствуйте. Андреев: Здравствуйте. Щедрунова: Поводом к встрече послужило обнародование (Максимом опять-таки) информации о том, что очень многие российские банки в минувшем году заработали на штрафах, которые выставляли своим клиентом за просроченное обслуживание кредитов. И я так понимаю, что, естественно, это не новый вид бизнеса для банков, но теперь получается довольно прибыльным. Поэтому с Максима начнем. Правильно ли я формулирую, что народ теперь как-то (в банках, я имею в виду) пристально следит за тем, как люди обслуживают свои кредиты. Видимо, их даже не отдают коллекторские агентства, а пытаются сами зарабатывать на этих штрафах. Максим? Осадчий: Люди следят. Щедрунова: Имеются в виду люди, работающие в банке. Осадчий: Да, в банке. Щедрунова: Люди, работающие в банке, да. Они же тоже люди, правда же? Осадчий: Банки, естественно, получают основную прибыль все-таки с процентов, и процентный доход является основой банковской прибыли. Щедрунова: Но вы же обратили внимание на этот момент? Осадчий: Да. Второй по значимости источник - комиссии. А вот третий (там уже можно спорить - третий, не третий), но, с точки зрения кредитных продуктов, безусловно, третий по значимости источник - это штрафы. О каких суммах идет речь? Если вся банковская система заработала за этот год один триллион рублей, то штрафы - 57,6 миллиарда рублей, то есть немножко более пяти процентов. Щедрунова: Но все равно неплохая доля, согласитесь. Осадчий: Особенно если представить себе вагончик-другой, наполненный стодолларовыми ассигнациями. Именно сколько банковская система заработала именно на штрафах. Щедрунова: Но есть еще одна деталь. Когда мы говорим про всю банковскую систему и что там доля всего чуть больше пяти процентов, это одно дело. Но когда мы берем отдельные банки, работающие на этом рынке и активно привлекающие клиентов, я бы сказала, агрессивно их зазывающие, предлагающие свои кредиты, то среди подобных банков, я так понимаю, доля тех средств, которые они заработали именно на штрафах, довольно высока и она гораздо выше этих самых пяти процентов. Осадчий: Действительно, для банков, которые специализируются на рознице, естественно, значимость штрафов возрастает. Напомню, что очень активно тема про штрафы начала муссироваться (особенно в прессе) где-то в 2006-2007 годах, перед кризисом. Тогда до известного похода в прокуратуру летом 2007 года у Рустама Тарико и его банка "Русский стандарт" половина доходов состояла из... Щедрунова: Из этих штрафов. Осадчий: Из штрафов и комиссий. И тогда развернулась очень активная борьба, возглавляемая Генпрокуратурой, возглавляемая ФАС и Роспотребнадзором, туда же подключился и Центральный банк. Сходил господин Тарико в Генпрокуратуру и сразу после этого отменил комиссии. Щедрунова: Комиссии-то он отменил, но штрафы как были, так и остались. Осадчий: Нет, частично даже штрафы кое-какие. Щедрунова: Это понятно. Тем не менее, возникает ощущение, что у некоторых банков все-таки есть традиция зарабатывать, точнее так, затачивать свой бизнес не столько на абсолютно честное обслуживание клиентов, сколько на надежду, что кто-то что-то забудет или кто-то что не сможет выплатить, и тем самым банк заработает дополнительные деньги.