Решение
по делу № 02-9/15-2010
г. Магадан
Резолютивная часть решения оглашена «09» августа 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено «09» августа 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Задорожный В.Г.
|
- руководитель управления;
|
Члены Комиссии:
Бульба Ю.В.
|
- главный специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти;
|
Бакланова Е.В.
|
- специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти
|
в отсутствие представителя Администрации Омсукчанского района Магаданской области <….>,
рассмотрел дело № 02-9/15-2010 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации Омсукчанского района Магаданской области в части ограничения прав хозяйствующих субъектов – потенциальных участников торгов на покупку муниципального имущества, а также нарушения антимонопольных требований к торгам путем ограничения доступа к участию в торгах (включение в состав одного лота не связанных между собой объектов недвижимости), что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,
УСТАНОВИЛ:
29 июня 2010 года в адрес Магаданского УФАС России поступило заявление жителя п. Омсукчан Омсукчанского района Магаданской области Бегунова И.И. на действия Администрации Омсукчанского района Магаданской области (далее - Администрация) по вопросу нарушения Администрацией порядка отчуждения муниципальной собственности.
Заявитель указал, что в извещении о проведении аукциона от 11 июня 2010 года цены на муниципальное имущество необоснованно занижены; несколько ничем не связанных зданий продаются по одному лоту, что указывает на личную заинтересованность правового отдела администрации, который взял на себя обязанности по проведению аукциона и приему документов.
В связи с этим, заявитель считает действия администрации Омсукчанского района не соответствующими антимонопольному законодательству Российской Федерации в части нарушения порядка проведения торгов в отношении муниципального имущества.
По результатам рассмотрения установлено следующее.
Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Омсукчанского района в газете «Омсукчанские вести» № 24 от 11 июня 2010 года опубликовано извещение о проведении торгов по продаже муниципального имущества путем проведения открытого аукциона.
Основанием к опубликованию извещения о продаже муниципального имущества послужило постановление администрации муниципального образования «Омсукчанский район» № 232 от 03.06.2010 «О приватизации муниципального имущества». Согласно условиям указанного постановления муниципальное имущество выставляется на аукцион единым лотом. В содержание лота входят 5 нежилых помещений (в том числе нежилое здание магазина «Космос» общей площадью 798 кв.м с земельным участком общей площадью 831 кв.м), а также трехкомнатная квартира площадью 68,5 кв.м.
Начальная цена лота 1 631 000 руб.
Торги назначены на 15 июля 2010 года.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
При этом в силу части 1 статьи 2 названного Закона приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 178-ФЗ (часть 3 статьи 2 Федерального закона).
Компетенция органов местного самоуправления в сфере приватизации определяется правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 178-ФЗ О приватизации одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
Порядок проведения аукциона по продаже государственного или муниципального имущества, условия участия в нем, а также порядок оплаты имущества регулируются названным Федеральным законом и Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 № 585.
Согласно абзацу 2 пункта 2 указанного Положения при продаже на аукционе имущества, находящегося в муниципальной собственности, продавцы определяются в порядке, установленном правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, в силу пунктов 15 и 24 части 1 статьи 15 Устава муниципального образования «Омсукчанский район» к полномочиям Собрания представителей Омсукчанского района относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством РФ.
Подпунктом 1 пункта 4.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Омсукчанского района, утвержденного решением Собрания представителей от 28.01.2010 № 3, установлено, что Собрание представителей определяет полномочия органов местного самоуправления по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью района.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4.2 названного Положения в полномочия Собрания представителей входит утверждение перечня объектов муниципальной собственности муниципального района, подлежащих приватизации, другому отчуждению.
Положение о приватизации муниципального имущества Омсукчанского района Собрание установило и утвердило решением от 15.11.2006 № 90 (далее – Порядок).
В соответствии с разделом 2 указанного Положения приватизация муниципального имущества на территории муниципального образования осуществляется Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Омсукчанского района (далее - Отдел по управлению муниципальным имуществом). Продавцом муниципального имущества муниципального образования выступает Отдел по управлению муниципальным имуществом.
Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует на территории Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) целью указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 105 указанных Правил извещение о проведении аукциона, помимо прочего, должно содержать следующие сведения:
- адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора аукциона;
- срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, электронный адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена;
- срок, в течение которого организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона.
В нарушение этого требования извещение о проведении аукциона, размещенное Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Омсукчанского района в газете «Омсукчанские вести» № 24 от 11 июня 2010 года, не содержит такой информации.
Кроме того, согласно условиям постановления администрации муниципального образования «Омсукчанский район» № 232 от 03.06.2010 муниципальное имущество, состоящее из самостоятельных объектов недвижимости и расположенное в различных зданиях, выставлено на аукцион единым лотом, что противоречит пункту 112 раздела 12, согласно которому при разработке документации об аукционе запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закон о защите конкуренции регулирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается введение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение товаров (пункт 3 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организаторами торгов являются органы местного самоуправления, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Включение администрацией Омсукчанского района в состав одного лота объектов недвижимости, технологически и функционально не связанных между собой, ограничивает права потенциальных участников торгов на покупку муниципального имущества и ограничивает их доступ к участию в торгах, что может иметь последствием недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
К такому же выводу пришла Прокуратура Омсукчанского района Магаданской области, что отражено в Протесте прокурора (исх. № 38-22 от 09.07.2010) на постановление администрации Омсукчанского района от 03.06.2010 № 232. Указанный Протест содержит требование об отмене постановления администрации Омсукчанского района от 03.06.2010 № 232 «О приватизации муниципального имущества» как изданного с нарушением требований закона.
Также Прокуратурой Магаданской области было подано в Арбитражный суд заявление о признании незаконными действий Администрации Омсукчанского района по приватизации муниципального имущества.
Следовательно, в действиях Администрации Омсукчанского района Магаданской области содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ограничения прав хозяйствующих субъектов – потенциальных участников торгов на покупку муниципального имущества, а также в части нарушения антимонопольных требований к торгам путем ограничения доступа к участию в торгах (включение в состав одного лота не связанных между собой объектов недвижимости), что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Администрация Омсукчанского района Магаданской области с указанным нарушением согласилась, о чем свидетельствует принятие Администрацией Омсукчанского района Постановления от 16.07.2010 № 277 Об отмене постановлений «О приватизации муниципального имущества» №№ 232, 275 от 03.06.2010 и 16.07.2010 соответственно.
В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства основания для выдачи предписания Администрации Омсукчанского района Магаданской области отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
- Признать действия Администрации Омсукчанского района Магаданской области выразившиеся в ограничении прав хозяйствующих субъектов – потенциальных участников торгов на покупку муниципального имущества, а также в нарушении антимонопольных требований к торгам путем ограничения доступа к участию в торгах (включение в состав одного лота не связанных между собой объектов недвижимости), нарушением пункта 3 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», могущим привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
- Прекратить рассмотрение дела № 02-9/15-2010 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации Омсукчанского района Магаданской области в связи с добровольным устранением нарушения.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.Г. Задорожный
Члены Комиссии Ю.В. Бульба
Е.В. Бакланова
stdClass Object
(
[vid] => 6183
[uid] => 1
[title] => Решение по делу № 02-9/15-2010 в отношении Администрации Омсукчанского района
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 6183
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1281313997
[changed] => 1368723556
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1368723556
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Решение
по делу № 02-9/15-2010
г. Магадан
Резолютивная часть решения оглашена «09» августа 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено «09» августа 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Задорожный В.Г.
|
- руководитель управления;
|
Члены Комиссии:
Бульба Ю.В.
|
- главный специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти;
|
Бакланова Е.В.
|
- специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти
|
в отсутствие представителя Администрации Омсукчанского района Магаданской области <….>,
рассмотрел дело № 02-9/15-2010 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации Омсукчанского района Магаданской области в части ограничения прав хозяйствующих субъектов – потенциальных участников торгов на покупку муниципального имущества, а также нарушения антимонопольных требований к торгам путем ограничения доступа к участию в торгах (включение в состав одного лота не связанных между собой объектов недвижимости), что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,
УСТАНОВИЛ:
29 июня 2010 года в адрес Магаданского УФАС России поступило заявление жителя п. Омсукчан Омсукчанского района Магаданской области Бегунова И.И. на действия Администрации Омсукчанского района Магаданской области (далее - Администрация) по вопросу нарушения Администрацией порядка отчуждения муниципальной собственности.
Заявитель указал, что в извещении о проведении аукциона от 11 июня 2010 года цены на муниципальное имущество необоснованно занижены; несколько ничем не связанных зданий продаются по одному лоту, что указывает на личную заинтересованность правового отдела администрации, который взял на себя обязанности по проведению аукциона и приему документов.
В связи с этим, заявитель считает действия администрации Омсукчанского района не соответствующими антимонопольному законодательству Российской Федерации в части нарушения порядка проведения торгов в отношении муниципального имущества.
По результатам рассмотрения установлено следующее.
Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Омсукчанского района в газете «Омсукчанские вести» № 24 от 11 июня 2010 года опубликовано извещение о проведении торгов по продаже муниципального имущества путем проведения открытого аукциона.
Основанием к опубликованию извещения о продаже муниципального имущества послужило постановление администрации муниципального образования «Омсукчанский район» № 232 от 03.06.2010 «О приватизации муниципального имущества». Согласно условиям указанного постановления муниципальное имущество выставляется на аукцион единым лотом. В содержание лота входят 5 нежилых помещений (в том числе нежилое здание магазина «Космос» общей площадью 798 кв.м с земельным участком общей площадью 831 кв.м), а также трехкомнатная квартира площадью 68,5 кв.м.
Начальная цена лота 1 631 000 руб.
Торги назначены на 15 июля 2010 года.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
При этом в силу части 1 статьи 2 названного Закона приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 178-ФЗ (часть 3 статьи 2 Федерального закона).
Компетенция органов местного самоуправления в сфере приватизации определяется правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 178-ФЗ О приватизации одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
Порядок проведения аукциона по продаже государственного или муниципального имущества, условия участия в нем, а также порядок оплаты имущества регулируются названным Федеральным законом и Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 № 585.
Согласно абзацу 2 пункта 2 указанного Положения при продаже на аукционе имущества, находящегося в муниципальной собственности, продавцы определяются в порядке, установленном правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, в силу пунктов 15 и 24 части 1 статьи 15 Устава муниципального образования «Омсукчанский район» к полномочиям Собрания представителей Омсукчанского района относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством РФ.
Подпунктом 1 пункта 4.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Омсукчанского района, утвержденного решением Собрания представителей от 28.01.2010 № 3, установлено, что Собрание представителей определяет полномочия органов местного самоуправления по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью района.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4.2 названного Положения в полномочия Собрания представителей входит утверждение перечня объектов муниципальной собственности муниципального района, подлежащих приватизации, другому отчуждению.
Положение о приватизации муниципального имущества Омсукчанского района Собрание установило и утвердило решением от 15.11.2006 № 90 (далее – Порядок).
В соответствии с разделом 2 указанного Положения приватизация муниципального имущества на территории муниципального образования осуществляется Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Омсукчанского района (далее - Отдел по управлению муниципальным имуществом). Продавцом муниципального имущества муниципального образования выступает Отдел по управлению муниципальным имуществом.
Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует на территории Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) целью указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 105 указанных Правил извещение о проведении аукциона, помимо прочего, должно содержать следующие сведения:
- адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора аукциона;
- срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, электронный адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена;
- срок, в течение которого организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона.
В нарушение этого требования извещение о проведении аукциона, размещенное Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Омсукчанского района в газете «Омсукчанские вести» № 24 от 11 июня 2010 года, не содержит такой информации.
Кроме того, согласно условиям постановления администрации муниципального образования «Омсукчанский район» № 232 от 03.06.2010 муниципальное имущество, состоящее из самостоятельных объектов недвижимости и расположенное в различных зданиях, выставлено на аукцион единым лотом, что противоречит пункту 112 раздела 12, согласно которому при разработке документации об аукционе запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закон о защите конкуренции регулирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается введение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение товаров (пункт 3 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организаторами торгов являются органы местного самоуправления, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Включение администрацией Омсукчанского района в состав одного лота объектов недвижимости, технологически и функционально не связанных между собой, ограничивает права потенциальных участников торгов на покупку муниципального имущества и ограничивает их доступ к участию в торгах, что может иметь последствием недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
К такому же выводу пришла Прокуратура Омсукчанского района Магаданской области, что отражено в Протесте прокурора (исх. № 38-22 от 09.07.2010) на постановление администрации Омсукчанского района от 03.06.2010 № 232. Указанный Протест содержит требование об отмене постановления администрации Омсукчанского района от 03.06.2010 № 232 «О приватизации муниципального имущества» как изданного с нарушением требований закона.
Также Прокуратурой Магаданской области было подано в Арбитражный суд заявление о признании незаконными действий Администрации Омсукчанского района по приватизации муниципального имущества.
Следовательно, в действиях Администрации Омсукчанского района Магаданской области содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ограничения прав хозяйствующих субъектов – потенциальных участников торгов на покупку муниципального имущества, а также в части нарушения антимонопольных требований к торгам путем ограничения доступа к участию в торгах (включение в состав одного лота не связанных между собой объектов недвижимости), что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Администрация Омсукчанского района Магаданской области с указанным нарушением согласилась, о чем свидетельствует принятие Администрацией Омсукчанского района Постановления от 16.07.2010 № 277 Об отмене постановлений «О приватизации муниципального имущества» №№ 232, 275 от 03.06.2010 и 16.07.2010 соответственно.
В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства основания для выдачи предписания Администрации Омсукчанского района Магаданской области отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
- Признать действия Администрации Омсукчанского района Магаданской области выразившиеся в ограничении прав хозяйствующих субъектов – потенциальных участников торгов на покупку муниципального имущества, а также в нарушении антимонопольных требований к торгам путем ограничения доступа к участию в торгах (включение в состав одного лота не связанных между собой объектов недвижимости), нарушением пункта 3 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», могущим привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
- Прекратить рассмотрение дела № 02-9/15-2010 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации Омсукчанского района Магаданской области в связи с добровольным устранением нарушения.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.Г. Задорожный
Члены Комиссии Ю.В. Бульба
Е.В. Бакланова
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Решение
по делу № 02-9/15-2010
г. Магадан
Резолютивная часть решения оглашена «09» августа 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено «09» августа 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Задорожный В.Г.
|
- руководитель управления;
|
Члены Комиссии:
Бульба Ю.В.
|
- главный специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти;
|
Бакланова Е.В.
|
- специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти
|
в отсутствие представителя Администрации Омсукчанского района Магаданской области <….>,
рассмотрел дело № 02-9/15-2010 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации Омсукчанского района Магаданской области в части ограничения прав хозяйствующих субъектов – потенциальных участников торгов на покупку муниципального имущества, а также нарушения антимонопольных требований к торгам путем ограничения доступа к участию в торгах (включение в состав одного лота не связанных между собой объектов недвижимости), что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,
УСТАНОВИЛ:
29 июня 2010 года в адрес Магаданского УФАС России поступило заявление жителя п. Омсукчан Омсукчанского района Магаданской области Бегунова И.И. на действия Администрации Омсукчанского района Магаданской области (далее - Администрация) по вопросу нарушения Администрацией порядка отчуждения муниципальной собственности.
Заявитель указал, что в извещении о проведении аукциона от 11 июня 2010 года цены на муниципальное имущество необоснованно занижены; несколько ничем не связанных зданий продаются по одному лоту, что указывает на личную заинтересованность правового отдела администрации, который взял на себя обязанности по проведению аукциона и приему документов.
В связи с этим, заявитель считает действия администрации Омсукчанского района не соответствующими антимонопольному законодательству Российской Федерации в части нарушения порядка проведения торгов в отношении муниципального имущества.
По результатам рассмотрения установлено следующее.
Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Омсукчанского района в газете «Омсукчанские вести» № 24 от 11 июня 2010 года опубликовано извещение о проведении торгов по продаже муниципального имущества путем проведения открытого аукциона.
Основанием к опубликованию извещения о продаже муниципального имущества послужило постановление администрации муниципального образования «Омсукчанский район» № 232 от 03.06.2010 «О приватизации муниципального имущества». Согласно условиям указанного постановления муниципальное имущество выставляется на аукцион единым лотом. В содержание лота входят 5 нежилых помещений (в том числе нежилое здание магазина «Космос» общей площадью 798 кв.м с земельным участком общей площадью 831 кв.м), а также трехкомнатная квартира площадью 68,5 кв.м.
Начальная цена лота 1 631 000 руб.
Торги назначены на 15 июля 2010 года.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
При этом в силу части 1 статьи 2 названного Закона приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 178-ФЗ (часть 3 статьи 2 Федерального закона).
Компетенция органов местного самоуправления в сфере приватизации определяется правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона № 178-ФЗ О приватизации одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.
Порядок проведения аукциона по продаже государственного или муниципального имущества, условия участия в нем, а также порядок оплаты имущества регулируются названным Федеральным законом и Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 № 585.
Согласно абзацу 2 пункта 2 указанного Положения при продаже на аукционе имущества, находящегося в муниципальной собственности, продавцы определяются в порядке, установленном правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, в силу пунктов 15 и 24 части 1 статьи 15 Устава муниципального образования «Омсукчанский район» к полномочиям Собрания представителей Омсукчанского района относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством РФ.
Подпунктом 1 пункта 4.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Омсукчанского района, утвержденного решением Собрания представителей от 28.01.2010 № 3, установлено, что Собрание представителей определяет полномочия органов местного самоуправления по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью района.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4.2 названного Положения в полномочия Собрания представителей входит утверждение перечня объектов муниципальной собственности муниципального района, подлежащих приватизации, другому отчуждению.
Положение о приватизации муниципального имущества Омсукчанского района Собрание установило и утвердило решением от 15.11.2006 № 90 (далее – Порядок).
В соответствии с разделом 2 указанного Положения приватизация муниципального имущества на территории муниципального образования осуществляется Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Омсукчанского района (далее - Отдел по управлению муниципальным имуществом). Продавцом муниципального имущества муниципального образования выступает Отдел по управлению муниципальным имуществом.
Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует на территории Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) целью указанного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 105 указанных Правил извещение о проведении аукциона, помимо прочего, должно содержать следующие сведения:
- адрес электронной почты и номер контактного телефона организатора аукциона;
- срок, место и порядок предоставления документации об аукционе, электронный адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещена документация об аукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена;
- срок, в течение которого организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона.
В нарушение этого требования извещение о проведении аукциона, размещенное Отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями администрации Омсукчанского района в газете «Омсукчанские вести» № 24 от 11 июня 2010 года, не содержит такой информации.
Кроме того, согласно условиям постановления администрации муниципального образования «Омсукчанский район» № 232 от 03.06.2010 муниципальное имущество, состоящее из самостоятельных объектов недвижимости и расположенное в различных зданиях, выставлено на аукцион единым лотом, что противоречит пункту 112 раздела 12, согласно которому при разработке документации об аукционе запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закон о защите конкуренции регулирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается введение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение товаров (пункт 3 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, если организаторами торгов являются органы местного самоуправления, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Включение администрацией Омсукчанского района в состав одного лота объектов недвижимости, технологически и функционально не связанных между собой, ограничивает права потенциальных участников торгов на покупку муниципального имущества и ограничивает их доступ к участию в торгах, что может иметь последствием недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
К такому же выводу пришла Прокуратура Омсукчанского района Магаданской области, что отражено в Протесте прокурора (исх. № 38-22 от 09.07.2010) на постановление администрации Омсукчанского района от 03.06.2010 № 232. Указанный Протест содержит требование об отмене постановления администрации Омсукчанского района от 03.06.2010 № 232 «О приватизации муниципального имущества» как изданного с нарушением требований закона.
Также Прокуратурой Магаданской области было подано в Арбитражный суд заявление о признании незаконными действий Администрации Омсукчанского района по приватизации муниципального имущества.
Следовательно, в действиях Администрации Омсукчанского района Магаданской области содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ограничения прав хозяйствующих субъектов – потенциальных участников торгов на покупку муниципального имущества, а также в части нарушения антимонопольных требований к торгам путем ограничения доступа к участию в торгах (включение в состав одного лота не связанных между собой объектов недвижимости), что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Администрация Омсукчанского района Магаданской области с указанным нарушением согласилась, о чем свидетельствует принятие Администрацией Омсукчанского района Постановления от 16.07.2010 № 277 Об отмене постановлений «О приватизации муниципального имущества» №№ 232, 275 от 03.06.2010 и 16.07.2010 соответственно.
В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства основания для выдачи предписания Администрации Омсукчанского района Магаданской области отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
- Признать действия Администрации Омсукчанского района Магаданской области выразившиеся в ограничении прав хозяйствующих субъектов – потенциальных участников торгов на покупку муниципального имущества, а также в нарушении антимонопольных требований к торгам путем ограничения доступа к участию в торгах (включение в состав одного лота не связанных между собой объектов недвижимости), нарушением пункта 3 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», могущим привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
- Прекратить рассмотрение дела № 02-9/15-2010 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации Омсукчанского района Магаданской области в связи с добровольным устранением нарушения.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.Г. Задорожный
Члены Комиссии Ю.В. Бульба
Е.В. Бакланова
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 2
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 12
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2010-08-09 04:33:17
[timezone] => Asia/Magadan
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2010-08-09 04:33:17
[timezone] => Asia/Magadan
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1321537178
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Магаданское УФАС России
)