Решение и предписание по делу в отношении ОАО «Магаданэнерго»

Номер дела: 01-10/4-2012
Дата публикации: 7 августа 2012, 15:22

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «01» августа 2012г.

В полном объеме решение изготовлено «07» августа  2012г.

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  председателя Комиссии Задорожного В.Г. – руководителя управления; членов Комиссии: Кашу Е.В.- главного специалиста-эксперта управления, Калининой Л.Б. – ведущего специалиста-эксперта управления, Стывриной К.Б.- ведущего специалиста-эксперта управления, рассмотрев дело № 03-10/4-2012 по признакам нарушения ОАО «Магаданэнерго» (г. Магадан, ул.Советская, 24 ) части 1 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), в присутствии представителей:

заместителя генерального директора по сбыту энергии, директора филиала «Магаданэнергосбыт» Огинского И.А. (доверенность № 162 от 20.12.2011г), начальника юридического отдела филиала  «Магаданэнергосбыт» Кузнецова Р.А.(доверенность №151 от 14.12.2011г.), заместителя начальника Департамента правого обеспечения-начальника отдела судебной практики ОАО «Магаданэнерго» Новикова Р.О. (доверенность №29 от 25.03.2012г.)         

УСТАНОВИЛА:

Инспекцией Магаданского УФАС России, на основании приказа от 22.03.2012 за №01-12/34, была проведена  плановая проверка ОАО «Магаданэнерго» (далее–Общество), включая проверку филиала «Магаданэнергосбыт» ОАО «Магаданэнерго» (далее – филиал), по результатам  которой установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.                                       

На основании докладной записки и экспертного заключения от 13.06.2012 издан приказ по теруправлению о возбуждении дела № 01-10/4-2012.  Председателем Комиссии определением № 66 дело назначено к рассмотрению на 29.06.2011 на 10 час. Определением №70 от 27.06.2012 внесены изменения в определение №66 о назначении дела на 17.07.2012 на 10ч.

17.07.2012 при рассмотрении дела Комиссия Магаданского УФАС России руководствуясь частью 1 статьи 47.1 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела выделила в отдельное производство дело  по признакам нарушения ОАО «Магаданэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части несоблюдения нормативных правовых актов при оказании услуг технологического присоединения к электрическим сетям и при поставке тепловой энергии.

Определением №83 от 17.07.2012 рассмотрение дела отложено на 01.08.2012 на 10ч.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей  предприятия, Комиссия установила следующее.

Согласно положения о филиале «Магадагэнергосбыт» (далее – филиал) основной целью деятельности филиала является сбор денежных средств за отпущенную Обществом электро-теплоэнергию и подпиточную воду. Филиал осуществляет следующие виды деятельности: сбыт электро-теплоэнергии и подпиточной воды, поверку и эксплуатацию приборов учета электро-теплоэнергии и подпиточной воды и иные виды деятельности, не противоречащие Уставу Общества и  не запрещенные законодательством РФ. 

При проверке экономической обоснованности действующих тарифов на услуги промышленного характера «по ремонту, подключению, отключению электросчетчиков» установлено, что отсутствуют признаки доминирования по услугам:

-техническое обслуживание электронных счетчиков для сторонних организаций и физических лиц;

-техническое обслуживание трехфазного электронного счетчика для сторонних организаций и физических лиц;

-замена однофазного электрического счетчика;

-замена трехфазного электрического счетчика прямого включения;

-замена трехфазного электрического счетчика подключенного через трансформатор тока, так как потребители не ограничены в выборе лица, осуществляющего техническое обслуживание и замену приборов учета.

В силу норм части 8 статьи 13 Федерального Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках могут входит как энергоснабжающие организации, так и иные лица. Исполнителем услуг может быть неопределенный круг лиц.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг электроснабжения и рынке услуг по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета в географических границах Магаданской области по итогам за 2009- 2011годы.

В целях оценки состояния конкуренции на исследуемом рынке проведена расчетно-аналитическая работа по определению: временного интервала, продуктовых и географических границ товарного рынка; состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке; объёма и долей хозяйствующих субъектов на рынке; уровня концентрации и барьеров входа.

По результатам анализа, составлен аналитический отчёт, из которого следует, что на рынке услуг электроснабжения в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области доля ОАО «Магаданэнерго» по итогам работы за 2009-2011 годы составила 100%; на рынке услуг по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области доля ОАО «Магаданэнерго» по итогам работы за 2009-2011 годы составила 98,79%, 98,52%, 97,62% соответственно.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Комиссия устанавливает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, положение ОАО «Магаданэнерго» на рынке по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области по итогам работы за 2009-2011 годы, является доминирующим с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 и частью 5 статьи 5 Закона о конкуренции, положение ОАО «Магаданэнерго» на рынке услуг по электроснабжению в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области по итогам работы за 2009-2011 годы, является доминирующим с долей более 50%.

Представители ОАО «Магаданэнерго» ознакомлены с результатами аналитического отчёта на заседании 17.07.2012 и 01.08.2012. С выводами по поводу доминирования на указанных товарных рынках, согласны.

В соответствии с пунктом 1части 1статьи10 Закона о защите конкуренции запрещается действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Статьей 6 вышеуказанного Закона  монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Специфика услуги по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета обусловлена тем, что эта услуга может быть предоставлена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, и сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета, а также исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах. Поскольку, доля энергоснабжающих организаций на локальных рынках электроснабжения составляет 100%, конкуренция как на рынках по электроснабжению, так и на связанных с ними рынках по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета отсутствует, следовательно, отсутствуют и конкурентные рынки с сопоставимой ценой на услугу по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета в Российской Федерации, а также учитывая различия в законодательстве, таможенном и государственном регулировании услуг, и за пределами Российской Федерации.

1.Услуга по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком (мкр. Пионерный).

В услугу по «Подключению потребителей с однофазным электросчетчиком» (мкр. Пионерный) входят следующие виды работ:

-подключение и поверка отсутствия напряжения,

-снятие неисправного счетчика, установка нового счетчика,

-включение напряжения, проверка самохода и работы счетчика,

-опломбирование счетчика, оформление документации и инструктаж абонента.

Цена услуги введена филиалом с 01.08.2003г. и не изменялась до 2011г.

Стоимость услуги -93руб.12коп. (без НДС). В представленном расчете цены  также указано, что данный тариф применяется при повторных подключениях потребителей, отключенных за несвоевременную оплату и др. нарушения. 

Доходы по услуге в 2009г-5,4тыс.руб., расходы -3,9тыс.руб., прибыль – 1,46тыс.руб., рентабельность – 37%.     

В 2009г. выполнено 58 услуг. Фактические расходы по выполнению одной услуги составили - 67,98руб., прибыль – 25,14руб. (93,12-67,98=25,14руб.), рентабельность -37%.

Филиал при расчете цены на услугу в 2009г. не включает прибыль к плановой себестоимости услуги, вместе с тем фактически полученная Обществом прибыль составила  –25,14руб., рентабельность 37%., что свидетельствует  о том, что цена, установленная и применяемая филиалом «Магаданэнергосбыт» ОАО «Магаданэнерго» на протяжении 2009г. на услугу по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком (мкр.Пионерный), превышает  необходимые для ее оказания расходы.

Расходы, понесенные при оказании услуг в 2009г. меньше, чем расходы, включенные в цену.

Доходы в 2010г составили - 4,5тыс.руб. расходы - 0, прибыль - 4,5тыс.руб., рент.(100%), расходы филиалом не были представлены в виду отсутствия учета фактических затрат в 2010г., из чего следует, что при оказании данной услуги расходы вошли в состав затрат по регулируемым услугам. 

2. Услуга по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком.

В данную услугу входят все перечисленные виды работ, оказываемых Обществом в мкр. Пионерный, а также операция по доставке персонала к месту оказания услуги и обратно.

Цена услуги введена филиалом с 01.08.2003г. и не изменялась до 2011г.

Стоимость услуги -291руб.97коп. (без НДС). В представленном расчете цены  также указано, что данный тариф применяется при повторных подключениях потребителей, отключенных за несвоевременную оплату и др. нарушения. 

Доходы по услуге в 2009г. - 45,5тыс.руб., расходы -33,2тыс.руб., прибыль – 12,3тыс.руб., рентабельность – 37%.     

В 2009г. выполнено 156 услуг. Фактические расходы по выполнению одной услуги составили - 213,14руб., прибыль –78,83руб. (291,97-213,14=78,83руб.) рентабельность -37%. Филиалом не была включена прибыль, рентабельность в расчет цены.   Однако, фактически получаемая Обществом прибыль за одну услугу составила в 2009г. – 78,83руб., рентабельность 37%.

Цена, установленная и применяемая филиалом «Магаданэнергосбыт» ОАО «Магаданэнерго» на протяжении 2009г. на услугу по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком, превышает  необходимые для ее оказания расходы. Расходы, понесенные при оказании услуг в 2009г. меньше, чем расходы, включенные в цену.

Доходы в 2010г- 58,7тыс.руб. расходы - 0, прибыль -58,7тыс.руб., (рент.100%), расходы филиалом не были представлены в виду отсутствия учета фактических затрат в 2010г., из чего следует, что расходы по этой услуге вошли в состав затрат по регулируемым услугам. 

Хозяйствующий субъект, формируя  учетную политику предприятия  должен руководствоваться законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

В нарушение пункта 4  статьи 8 Федерального Закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», Постановления Правительства №707 от 22.09.2008 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» раздельный учет доходов и расходов   филиалом ОАО «Магаданэнерго» по услугам промышленного характера «ремонту, подключению, отключению электро-тепло счетчиков» не велся в 2010-2011г.г. 

В 2011г. Обществом услуга по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком была переименована в услугу «Подключение однофазного эл.счетчика с постановкой на коммерческий учет».

Исходя, из состава операций, в том числе и операции по опломбированию эл.счетчика, включенных в расчет цен вышеперечисленных услуг оказываемых Обществом в 2009-2011г.г., Комиссия приходит к выводу, что фактически Обществом оказывалась услуга «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета».

Стоимость этой услуги в 2011г составила – 569,50 руб. Выполнено 230услуг, выручка составила -130984,97руб., фактические затраты также составили-130984,97 руб.  Данные фактические затраты не могут быть приняты в том же объеме, что и выручка, поскольку эти затраты по ряду статей не соответствуют затратам, включенным в тариф.

Так, в расчет цен услуг включен разный процент плановых накладных -105,6%, -129,2% , а фактически процент накладных  расходов в 2011г. составил - 172,6%. Расходы на оплату труда персонала, включенные, в расчет цен больше, чем фактически полученные, а фактически полученные общепроизводственные и общехозяйственные затраты, затраты на обслуживание производства больше, чем затраты, включенные в цену, нулевая рентабельность на всех услугах  промышленного характера «по ремонту, подключению, отключению электро-тепло счетчиков», в том числе и по услуге  «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета» не могла быть получена фактически.

Комиссия Магаданского УФАС России считает, что затраты на вышеуказанные нерегулируемые услуги также включены в расчет валовой выручки на регулируемые услуги. Доказательств обратного Обществом представлено не было.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что при оказании вышеперечисленных услуг Обществом в 2009-2011гг. применялись экономически необоснованные тарифы.

На заседании Комиссии представители ОАО  «Магаданэнерго» согласились с выявленными нарушениями, которые попадают под действие антимонопольного законодательства.    

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением на товарном рынке посредством установления, поддержания монопольно высоких цен на услуги, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление иных лиц. В результате применения монопольно высоких цен нарушены интересы неопределенного круга лиц – физических лиц.

В результате монополистической деятельности ОАО «Магаданэнерго» получен доход в 2009г. - 9735,52руб., в 2010г. - 29087,52руб., в 2011г. -93398руб.53коп.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частями 1-4статьи 41,частью 47.1,частью 1 статьи 49 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

РЕШИЛА:

1. Установить, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Магаданэнерго» занимало доминирующее положение в 2009-2011 годах в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области по услуге по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета с долей более 50%.

2. Установить, что в соответствии с частями 1, 5 статьи 5 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Магаданэнерго» занимало доминирующее положение в 2009-2011 годах в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области по услуге электроснабжения с долей более 50%.

3.Признать действия ОАО «Магаданэнерго» по услугам: «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» (мкр.Пионерный), «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» в муниципальном образовании «Город Магадан» (микрорайонов Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области злоупотреблением доминирующим положением, нарушающими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении, подержании монопольно высоких цен в 2009-2011гг. на услуги, результатом которых, являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

4.Выдать предписание ОАО «Магаданэнерго» о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий направленных  на обеспечение конкуренции и прекращении ущемления интересов иных лиц, для чего, в срок до 01 сентября 2012г.:

-установить тарифы на услугу: «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» в соответствие с экономически обоснованными затратами и прибылью при условии, что доходы и расходы на осуществление услуги исключены из необходимой выручки, представленной в регулирующий орган для установления регулируемых тарифов;

-перечислить до 15 августа 2012г в федеральный бюджет доход, полученный в результате применения монопольно высоких цен по услугам: «Подключение потребителей с однофазным электросчетчиком» (мкр.Пионерный), «Подключение потребителей с однофазным электросчетчиком» за период 2009-2011г.г.-132221,57руб. (без НДС), в т.ч.за 2009г.-9735,52руб., за 2010г. -29087,52руб. 2011г. -93398руб.53коп.

5.В связи с тем, что при рассмотрении дела выявлено  нарушение антимонопольного законодательства. Ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направить материалы дела настоящее решение должностному лицу управления для применения мер в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации   об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

07 августа 2012г

г. Магадан

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии Задорожного В.Г. – руководителя управления, членов Комиссии: Кашу Е.В.- главного специалиста-эксперта управления, Калининой Л.Б. – ведущего специалиста-эксперта управления, Стывриной К.Б.- ведущего специалиста-эксперта управления,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения от  09.08.2012 по делу №03-10/4-2012 о нарушении ОАО «Магаданэнерго» (ул. Советская, д.24, г.Магадан), пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО«Магаданэнерго» прекратить злоупотребление доминирующим положением и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции и прекращение ущемления интересов физических лиц, для чего:

1.В срок до 01сентября 2012г. установить тариф на услугу: «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» в соответствии с экономически обоснованными затратами и прибылью при условии, что доходы и расходы на осуществление услуги исключены из необходимой выручки, представленной в регулирующий орган для установления регулируемых тарифов;

2. В срок до 15 августа 2012г перечислить в федеральный бюджет (управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, расчетный счет 40101810300000010001, код 16111690010016000140, КПП 490901001, БИК 044442001, ИНН4909053335, ОКАТО 44401000000; прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм  в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет) доход, полученный в результате применения монопольно высоких цен по услуге: «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» за период 2009-2011г.г.-132221,57руб. (без НДС), в т.ч.за 2009г.-9735,52руб., за 2010г. -29087,52руб. 2011г. -93398руб.53коп.

Документарные доказательства исполнения настоящего Предписания представить в адрес Магаданского УФАС России: по пункту 1 до 02 сентября 2012, по пункту 2 до 16 августа 2012г. 

stdClass Object ( [vid] => 7039 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу в отношении ОАО «Магаданэнерго» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7039 [type] => solution [language] => ru [created] => 1353468502 [changed] => 1368723556 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368723556 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «01» августа 2012г.

В полном объеме решение изготовлено «07» августа  2012г.

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  председателя Комиссии Задорожного В.Г. – руководителя управления; членов Комиссии: Кашу Е.В.- главного специалиста-эксперта управления, Калининой Л.Б. – ведущего специалиста-эксперта управления, Стывриной К.Б.- ведущего специалиста-эксперта управления, рассмотрев дело № 03-10/4-2012 по признакам нарушения ОАО «Магаданэнерго» (г. Магадан, ул.Советская, 24 ) части 1 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), в присутствии представителей:

заместителя генерального директора по сбыту энергии, директора филиала «Магаданэнергосбыт» Огинского И.А. (доверенность № 162 от 20.12.2011г), начальника юридического отдела филиала  «Магаданэнергосбыт» Кузнецова Р.А.(доверенность №151 от 14.12.2011г.), заместителя начальника Департамента правого обеспечения-начальника отдела судебной практики ОАО «Магаданэнерго» Новикова Р.О. (доверенность №29 от 25.03.2012г.)         

УСТАНОВИЛА:

Инспекцией Магаданского УФАС России, на основании приказа от 22.03.2012 за №01-12/34, была проведена  плановая проверка ОАО «Магаданэнерго» (далее–Общество), включая проверку филиала «Магаданэнергосбыт» ОАО «Магаданэнерго» (далее – филиал), по результатам  которой установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.                                       

На основании докладной записки и экспертного заключения от 13.06.2012 издан приказ по теруправлению о возбуждении дела № 01-10/4-2012.  Председателем Комиссии определением № 66 дело назначено к рассмотрению на 29.06.2011 на 10 час. Определением №70 от 27.06.2012 внесены изменения в определение №66 о назначении дела на 17.07.2012 на 10ч.

17.07.2012 при рассмотрении дела Комиссия Магаданского УФАС России руководствуясь частью 1 статьи 47.1 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела выделила в отдельное производство дело  по признакам нарушения ОАО «Магаданэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части несоблюдения нормативных правовых актов при оказании услуг технологического присоединения к электрическим сетям и при поставке тепловой энергии.

Определением №83 от 17.07.2012 рассмотрение дела отложено на 01.08.2012 на 10ч.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей  предприятия, Комиссия установила следующее.

Согласно положения о филиале «Магадагэнергосбыт» (далее – филиал) основной целью деятельности филиала является сбор денежных средств за отпущенную Обществом электро-теплоэнергию и подпиточную воду. Филиал осуществляет следующие виды деятельности: сбыт электро-теплоэнергии и подпиточной воды, поверку и эксплуатацию приборов учета электро-теплоэнергии и подпиточной воды и иные виды деятельности, не противоречащие Уставу Общества и  не запрещенные законодательством РФ. 

При проверке экономической обоснованности действующих тарифов на услуги промышленного характера «по ремонту, подключению, отключению электросчетчиков» установлено, что отсутствуют признаки доминирования по услугам:

-техническое обслуживание электронных счетчиков для сторонних организаций и физических лиц;

-техническое обслуживание трехфазного электронного счетчика для сторонних организаций и физических лиц;

-замена однофазного электрического счетчика;

-замена трехфазного электрического счетчика прямого включения;

-замена трехфазного электрического счетчика подключенного через трансформатор тока, так как потребители не ограничены в выборе лица, осуществляющего техническое обслуживание и замену приборов учета.

В силу норм части 8 статьи 13 Федерального Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках могут входит как энергоснабжающие организации, так и иные лица. Исполнителем услуг может быть неопределенный круг лиц.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг электроснабжения и рынке услуг по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета в географических границах Магаданской области по итогам за 2009- 2011годы.

В целях оценки состояния конкуренции на исследуемом рынке проведена расчетно-аналитическая работа по определению: временного интервала, продуктовых и географических границ товарного рынка; состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке; объёма и долей хозяйствующих субъектов на рынке; уровня концентрации и барьеров входа.

По результатам анализа, составлен аналитический отчёт, из которого следует, что на рынке услуг электроснабжения в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области доля ОАО «Магаданэнерго» по итогам работы за 2009-2011 годы составила 100%; на рынке услуг по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области доля ОАО «Магаданэнерго» по итогам работы за 2009-2011 годы составила 98,79%, 98,52%, 97,62% соответственно.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Комиссия устанавливает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, положение ОАО «Магаданэнерго» на рынке по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области по итогам работы за 2009-2011 годы, является доминирующим с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 и частью 5 статьи 5 Закона о конкуренции, положение ОАО «Магаданэнерго» на рынке услуг по электроснабжению в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области по итогам работы за 2009-2011 годы, является доминирующим с долей более 50%.

Представители ОАО «Магаданэнерго» ознакомлены с результатами аналитического отчёта на заседании 17.07.2012 и 01.08.2012. С выводами по поводу доминирования на указанных товарных рынках, согласны.

В соответствии с пунктом 1части 1статьи10 Закона о защите конкуренции запрещается действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Статьей 6 вышеуказанного Закона  монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Специфика услуги по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета обусловлена тем, что эта услуга может быть предоставлена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, и сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета, а также исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах. Поскольку, доля энергоснабжающих организаций на локальных рынках электроснабжения составляет 100%, конкуренция как на рынках по электроснабжению, так и на связанных с ними рынках по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета отсутствует, следовательно, отсутствуют и конкурентные рынки с сопоставимой ценой на услугу по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета в Российской Федерации, а также учитывая различия в законодательстве, таможенном и государственном регулировании услуг, и за пределами Российской Федерации.

1.Услуга по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком (мкр. Пионерный).

В услугу по «Подключению потребителей с однофазным электросчетчиком» (мкр. Пионерный) входят следующие виды работ:

-подключение и поверка отсутствия напряжения,

-снятие неисправного счетчика, установка нового счетчика,

-включение напряжения, проверка самохода и работы счетчика,

-опломбирование счетчика, оформление документации и инструктаж абонента.

Цена услуги введена филиалом с 01.08.2003г. и не изменялась до 2011г.

Стоимость услуги -93руб.12коп. (без НДС). В представленном расчете цены  также указано, что данный тариф применяется при повторных подключениях потребителей, отключенных за несвоевременную оплату и др. нарушения. 

Доходы по услуге в 2009г-5,4тыс.руб., расходы -3,9тыс.руб., прибыль – 1,46тыс.руб., рентабельность – 37%.     

В 2009г. выполнено 58 услуг. Фактические расходы по выполнению одной услуги составили - 67,98руб., прибыль – 25,14руб. (93,12-67,98=25,14руб.), рентабельность -37%.

Филиал при расчете цены на услугу в 2009г. не включает прибыль к плановой себестоимости услуги, вместе с тем фактически полученная Обществом прибыль составила  –25,14руб., рентабельность 37%., что свидетельствует  о том, что цена, установленная и применяемая филиалом «Магаданэнергосбыт» ОАО «Магаданэнерго» на протяжении 2009г. на услугу по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком (мкр.Пионерный), превышает  необходимые для ее оказания расходы.

Расходы, понесенные при оказании услуг в 2009г. меньше, чем расходы, включенные в цену.

Доходы в 2010г составили - 4,5тыс.руб. расходы - 0, прибыль - 4,5тыс.руб., рент.(100%), расходы филиалом не были представлены в виду отсутствия учета фактических затрат в 2010г., из чего следует, что при оказании данной услуги расходы вошли в состав затрат по регулируемым услугам. 

2. Услуга по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком.

В данную услугу входят все перечисленные виды работ, оказываемых Обществом в мкр. Пионерный, а также операция по доставке персонала к месту оказания услуги и обратно.

Цена услуги введена филиалом с 01.08.2003г. и не изменялась до 2011г.

Стоимость услуги -291руб.97коп. (без НДС). В представленном расчете цены  также указано, что данный тариф применяется при повторных подключениях потребителей, отключенных за несвоевременную оплату и др. нарушения. 

Доходы по услуге в 2009г. - 45,5тыс.руб., расходы -33,2тыс.руб., прибыль – 12,3тыс.руб., рентабельность – 37%.     

В 2009г. выполнено 156 услуг. Фактические расходы по выполнению одной услуги составили - 213,14руб., прибыль –78,83руб. (291,97-213,14=78,83руб.) рентабельность -37%. Филиалом не была включена прибыль, рентабельность в расчет цены.   Однако, фактически получаемая Обществом прибыль за одну услугу составила в 2009г. – 78,83руб., рентабельность 37%.

Цена, установленная и применяемая филиалом «Магаданэнергосбыт» ОАО «Магаданэнерго» на протяжении 2009г. на услугу по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком, превышает  необходимые для ее оказания расходы. Расходы, понесенные при оказании услуг в 2009г. меньше, чем расходы, включенные в цену.

Доходы в 2010г- 58,7тыс.руб. расходы - 0, прибыль -58,7тыс.руб., (рент.100%), расходы филиалом не были представлены в виду отсутствия учета фактических затрат в 2010г., из чего следует, что расходы по этой услуге вошли в состав затрат по регулируемым услугам. 

Хозяйствующий субъект, формируя  учетную политику предприятия  должен руководствоваться законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

В нарушение пункта 4  статьи 8 Федерального Закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», Постановления Правительства №707 от 22.09.2008 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» раздельный учет доходов и расходов   филиалом ОАО «Магаданэнерго» по услугам промышленного характера «ремонту, подключению, отключению электро-тепло счетчиков» не велся в 2010-2011г.г. 

В 2011г. Обществом услуга по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком была переименована в услугу «Подключение однофазного эл.счетчика с постановкой на коммерческий учет».

Исходя, из состава операций, в том числе и операции по опломбированию эл.счетчика, включенных в расчет цен вышеперечисленных услуг оказываемых Обществом в 2009-2011г.г., Комиссия приходит к выводу, что фактически Обществом оказывалась услуга «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета».

Стоимость этой услуги в 2011г составила – 569,50 руб. Выполнено 230услуг, выручка составила -130984,97руб., фактические затраты также составили-130984,97 руб.  Данные фактические затраты не могут быть приняты в том же объеме, что и выручка, поскольку эти затраты по ряду статей не соответствуют затратам, включенным в тариф.

Так, в расчет цен услуг включен разный процент плановых накладных -105,6%, -129,2% , а фактически процент накладных  расходов в 2011г. составил - 172,6%. Расходы на оплату труда персонала, включенные, в расчет цен больше, чем фактически полученные, а фактически полученные общепроизводственные и общехозяйственные затраты, затраты на обслуживание производства больше, чем затраты, включенные в цену, нулевая рентабельность на всех услугах  промышленного характера «по ремонту, подключению, отключению электро-тепло счетчиков», в том числе и по услуге  «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета» не могла быть получена фактически.

Комиссия Магаданского УФАС России считает, что затраты на вышеуказанные нерегулируемые услуги также включены в расчет валовой выручки на регулируемые услуги. Доказательств обратного Обществом представлено не было.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что при оказании вышеперечисленных услуг Обществом в 2009-2011гг. применялись экономически необоснованные тарифы.

На заседании Комиссии представители ОАО  «Магаданэнерго» согласились с выявленными нарушениями, которые попадают под действие антимонопольного законодательства.    

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением на товарном рынке посредством установления, поддержания монопольно высоких цен на услуги, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление иных лиц. В результате применения монопольно высоких цен нарушены интересы неопределенного круга лиц – физических лиц.

В результате монополистической деятельности ОАО «Магаданэнерго» получен доход в 2009г. - 9735,52руб., в 2010г. - 29087,52руб., в 2011г. -93398руб.53коп.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частями 1-4статьи 41,частью 47.1,частью 1 статьи 49 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

РЕШИЛА:

1. Установить, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Магаданэнерго» занимало доминирующее положение в 2009-2011 годах в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области по услуге по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета с долей более 50%.

2. Установить, что в соответствии с частями 1, 5 статьи 5 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Магаданэнерго» занимало доминирующее положение в 2009-2011 годах в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области по услуге электроснабжения с долей более 50%.

3.Признать действия ОАО «Магаданэнерго» по услугам: «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» (мкр.Пионерный), «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» в муниципальном образовании «Город Магадан» (микрорайонов Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области злоупотреблением доминирующим положением, нарушающими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении, подержании монопольно высоких цен в 2009-2011гг. на услуги, результатом которых, являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

4.Выдать предписание ОАО «Магаданэнерго» о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий направленных  на обеспечение конкуренции и прекращении ущемления интересов иных лиц, для чего, в срок до 01 сентября 2012г.:

-установить тарифы на услугу: «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» в соответствие с экономически обоснованными затратами и прибылью при условии, что доходы и расходы на осуществление услуги исключены из необходимой выручки, представленной в регулирующий орган для установления регулируемых тарифов;

-перечислить до 15 августа 2012г в федеральный бюджет доход, полученный в результате применения монопольно высоких цен по услугам: «Подключение потребителей с однофазным электросчетчиком» (мкр.Пионерный), «Подключение потребителей с однофазным электросчетчиком» за период 2009-2011г.г.-132221,57руб. (без НДС), в т.ч.за 2009г.-9735,52руб., за 2010г. -29087,52руб. 2011г. -93398руб.53коп.

5.В связи с тем, что при рассмотрении дела выявлено  нарушение антимонопольного законодательства. Ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направить материалы дела настоящее решение должностному лицу управления для применения мер в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации   об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

07 августа 2012г

г. Магадан

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии Задорожного В.Г. – руководителя управления, членов Комиссии: Кашу Е.В.- главного специалиста-эксперта управления, Калининой Л.Б. – ведущего специалиста-эксперта управления, Стывриной К.Б.- ведущего специалиста-эксперта управления,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения от  09.08.2012 по делу №03-10/4-2012 о нарушении ОАО «Магаданэнерго» (ул. Советская, д.24, г.Магадан), пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО«Магаданэнерго» прекратить злоупотребление доминирующим положением и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции и прекращение ущемления интересов физических лиц, для чего:

1.В срок до 01сентября 2012г. установить тариф на услугу: «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» в соответствии с экономически обоснованными затратами и прибылью при условии, что доходы и расходы на осуществление услуги исключены из необходимой выручки, представленной в регулирующий орган для установления регулируемых тарифов;

2. В срок до 15 августа 2012г перечислить в федеральный бюджет (управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, расчетный счет 40101810300000010001, код 16111690010016000140, КПП 490901001, БИК 044442001, ИНН4909053335, ОКАТО 44401000000; прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм  в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет) доход, полученный в результате применения монопольно высоких цен по услуге: «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» за период 2009-2011г.г.-132221,57руб. (без НДС), в т.ч.за 2009г.-9735,52руб., за 2010г. -29087,52руб. 2011г. -93398руб.53коп.

Документарные доказательства исполнения настоящего Предписания представить в адрес Магаданского УФАС России: по пункту 1 до 02 сентября 2012, по пункту 2 до 16 августа 2012г. 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «01» августа 2012г.

В полном объеме решение изготовлено «07» августа  2012г.

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  председателя Комиссии Задорожного В.Г. – руководителя управления; членов Комиссии: Кашу Е.В.- главного специалиста-эксперта управления, Калининой Л.Б. – ведущего специалиста-эксперта управления, Стывриной К.Б.- ведущего специалиста-эксперта управления, рассмотрев дело № 03-10/4-2012 по признакам нарушения ОАО «Магаданэнерго» (г. Магадан, ул.Советская, 24 ) части 1 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), в присутствии представителей:

заместителя генерального директора по сбыту энергии, директора филиала «Магаданэнергосбыт» Огинского И.А. (доверенность № 162 от 20.12.2011г), начальника юридического отдела филиала  «Магаданэнергосбыт» Кузнецова Р.А.(доверенность №151 от 14.12.2011г.), заместителя начальника Департамента правого обеспечения-начальника отдела судебной практики ОАО «Магаданэнерго» Новикова Р.О. (доверенность №29 от 25.03.2012г.)         

УСТАНОВИЛА:

Инспекцией Магаданского УФАС России, на основании приказа от 22.03.2012 за №01-12/34, была проведена  плановая проверка ОАО «Магаданэнерго» (далее–Общество), включая проверку филиала «Магаданэнергосбыт» ОАО «Магаданэнерго» (далее – филиал), по результатам  которой установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.                                       

На основании докладной записки и экспертного заключения от 13.06.2012 издан приказ по теруправлению о возбуждении дела № 01-10/4-2012.  Председателем Комиссии определением № 66 дело назначено к рассмотрению на 29.06.2011 на 10 час. Определением №70 от 27.06.2012 внесены изменения в определение №66 о назначении дела на 17.07.2012 на 10ч.

17.07.2012 при рассмотрении дела Комиссия Магаданского УФАС России руководствуясь частью 1 статьи 47.1 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела выделила в отдельное производство дело  по признакам нарушения ОАО «Магаданэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части несоблюдения нормативных правовых актов при оказании услуг технологического присоединения к электрическим сетям и при поставке тепловой энергии.

Определением №83 от 17.07.2012 рассмотрение дела отложено на 01.08.2012 на 10ч.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей  предприятия, Комиссия установила следующее.

Согласно положения о филиале «Магадагэнергосбыт» (далее – филиал) основной целью деятельности филиала является сбор денежных средств за отпущенную Обществом электро-теплоэнергию и подпиточную воду. Филиал осуществляет следующие виды деятельности: сбыт электро-теплоэнергии и подпиточной воды, поверку и эксплуатацию приборов учета электро-теплоэнергии и подпиточной воды и иные виды деятельности, не противоречащие Уставу Общества и  не запрещенные законодательством РФ. 

При проверке экономической обоснованности действующих тарифов на услуги промышленного характера «по ремонту, подключению, отключению электросчетчиков» установлено, что отсутствуют признаки доминирования по услугам:

-техническое обслуживание электронных счетчиков для сторонних организаций и физических лиц;

-техническое обслуживание трехфазного электронного счетчика для сторонних организаций и физических лиц;

-замена однофазного электрического счетчика;

-замена трехфазного электрического счетчика прямого включения;

-замена трехфазного электрического счетчика подключенного через трансформатор тока, так как потребители не ограничены в выборе лица, осуществляющего техническое обслуживание и замену приборов учета.

В силу норм части 8 статьи 13 Федерального Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках могут входит как энергоснабжающие организации, так и иные лица. Исполнителем услуг может быть неопределенный круг лиц.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг электроснабжения и рынке услуг по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета в географических границах Магаданской области по итогам за 2009- 2011годы.

В целях оценки состояния конкуренции на исследуемом рынке проведена расчетно-аналитическая работа по определению: временного интервала, продуктовых и географических границ товарного рынка; состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке; объёма и долей хозяйствующих субъектов на рынке; уровня концентрации и барьеров входа.

По результатам анализа, составлен аналитический отчёт, из которого следует, что на рынке услуг электроснабжения в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области доля ОАО «Магаданэнерго» по итогам работы за 2009-2011 годы составила 100%; на рынке услуг по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области доля ОАО «Магаданэнерго» по итогам работы за 2009-2011 годы составила 98,79%, 98,52%, 97,62% соответственно.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Комиссия устанавливает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, положение ОАО «Магаданэнерго» на рынке по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области по итогам работы за 2009-2011 годы, является доминирующим с долей более 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 и частью 5 статьи 5 Закона о конкуренции, положение ОАО «Магаданэнерго» на рынке услуг по электроснабжению в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области по итогам работы за 2009-2011 годы, является доминирующим с долей более 50%.

Представители ОАО «Магаданэнерго» ознакомлены с результатами аналитического отчёта на заседании 17.07.2012 и 01.08.2012. С выводами по поводу доминирования на указанных товарных рынках, согласны.

В соответствии с пунктом 1части 1статьи10 Закона о защите конкуренции запрещается действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Статьей 6 вышеуказанного Закона  монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Специфика услуги по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета обусловлена тем, что эта услуга может быть предоставлена гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, и сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета, а также исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах. Поскольку, доля энергоснабжающих организаций на локальных рынках электроснабжения составляет 100%, конкуренция как на рынках по электроснабжению, так и на связанных с ними рынках по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета отсутствует, следовательно, отсутствуют и конкурентные рынки с сопоставимой ценой на услугу по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета в Российской Федерации, а также учитывая различия в законодательстве, таможенном и государственном регулировании услуг, и за пределами Российской Федерации.

1.Услуга по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком (мкр. Пионерный).

В услугу по «Подключению потребителей с однофазным электросчетчиком» (мкр. Пионерный) входят следующие виды работ:

-подключение и поверка отсутствия напряжения,

-снятие неисправного счетчика, установка нового счетчика,

-включение напряжения, проверка самохода и работы счетчика,

-опломбирование счетчика, оформление документации и инструктаж абонента.

Цена услуги введена филиалом с 01.08.2003г. и не изменялась до 2011г.

Стоимость услуги -93руб.12коп. (без НДС). В представленном расчете цены  также указано, что данный тариф применяется при повторных подключениях потребителей, отключенных за несвоевременную оплату и др. нарушения. 

Доходы по услуге в 2009г-5,4тыс.руб., расходы -3,9тыс.руб., прибыль – 1,46тыс.руб., рентабельность – 37%.     

В 2009г. выполнено 58 услуг. Фактические расходы по выполнению одной услуги составили - 67,98руб., прибыль – 25,14руб. (93,12-67,98=25,14руб.), рентабельность -37%.

Филиал при расчете цены на услугу в 2009г. не включает прибыль к плановой себестоимости услуги, вместе с тем фактически полученная Обществом прибыль составила  –25,14руб., рентабельность 37%., что свидетельствует  о том, что цена, установленная и применяемая филиалом «Магаданэнергосбыт» ОАО «Магаданэнерго» на протяжении 2009г. на услугу по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком (мкр.Пионерный), превышает  необходимые для ее оказания расходы.

Расходы, понесенные при оказании услуг в 2009г. меньше, чем расходы, включенные в цену.

Доходы в 2010г составили - 4,5тыс.руб. расходы - 0, прибыль - 4,5тыс.руб., рент.(100%), расходы филиалом не были представлены в виду отсутствия учета фактических затрат в 2010г., из чего следует, что при оказании данной услуги расходы вошли в состав затрат по регулируемым услугам. 

2. Услуга по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком.

В данную услугу входят все перечисленные виды работ, оказываемых Обществом в мкр. Пионерный, а также операция по доставке персонала к месту оказания услуги и обратно.

Цена услуги введена филиалом с 01.08.2003г. и не изменялась до 2011г.

Стоимость услуги -291руб.97коп. (без НДС). В представленном расчете цены  также указано, что данный тариф применяется при повторных подключениях потребителей, отключенных за несвоевременную оплату и др. нарушения. 

Доходы по услуге в 2009г. - 45,5тыс.руб., расходы -33,2тыс.руб., прибыль – 12,3тыс.руб., рентабельность – 37%.     

В 2009г. выполнено 156 услуг. Фактические расходы по выполнению одной услуги составили - 213,14руб., прибыль –78,83руб. (291,97-213,14=78,83руб.) рентабельность -37%. Филиалом не была включена прибыль, рентабельность в расчет цены.   Однако, фактически получаемая Обществом прибыль за одну услугу составила в 2009г. – 78,83руб., рентабельность 37%.

Цена, установленная и применяемая филиалом «Магаданэнергосбыт» ОАО «Магаданэнерго» на протяжении 2009г. на услугу по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком, превышает  необходимые для ее оказания расходы. Расходы, понесенные при оказании услуг в 2009г. меньше, чем расходы, включенные в цену.

Доходы в 2010г- 58,7тыс.руб. расходы - 0, прибыль -58,7тыс.руб., (рент.100%), расходы филиалом не были представлены в виду отсутствия учета фактических затрат в 2010г., из чего следует, что расходы по этой услуге вошли в состав затрат по регулируемым услугам. 

Хозяйствующий субъект, формируя  учетную политику предприятия  должен руководствоваться законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

В нарушение пункта 4  статьи 8 Федерального Закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», Постановления Правительства №707 от 22.09.2008 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» раздельный учет доходов и расходов   филиалом ОАО «Магаданэнерго» по услугам промышленного характера «ремонту, подключению, отключению электро-тепло счетчиков» не велся в 2010-2011г.г. 

В 2011г. Обществом услуга по подключению потребителей с однофазным электросчетчиком была переименована в услугу «Подключение однофазного эл.счетчика с постановкой на коммерческий учет».

Исходя, из состава операций, в том числе и операции по опломбированию эл.счетчика, включенных в расчет цен вышеперечисленных услуг оказываемых Обществом в 2009-2011г.г., Комиссия приходит к выводу, что фактически Обществом оказывалась услуга «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета».

Стоимость этой услуги в 2011г составила – 569,50 руб. Выполнено 230услуг, выручка составила -130984,97руб., фактические затраты также составили-130984,97 руб.  Данные фактические затраты не могут быть приняты в том же объеме, что и выручка, поскольку эти затраты по ряду статей не соответствуют затратам, включенным в тариф.

Так, в расчет цен услуг включен разный процент плановых накладных -105,6%, -129,2% , а фактически процент накладных  расходов в 2011г. составил - 172,6%. Расходы на оплату труда персонала, включенные, в расчет цен больше, чем фактически полученные, а фактически полученные общепроизводственные и общехозяйственные затраты, затраты на обслуживание производства больше, чем затраты, включенные в цену, нулевая рентабельность на всех услугах  промышленного характера «по ремонту, подключению, отключению электро-тепло счетчиков», в том числе и по услуге  «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбирование) приборов учета» не могла быть получена фактически.

Комиссия Магаданского УФАС России считает, что затраты на вышеуказанные нерегулируемые услуги также включены в расчет валовой выручки на регулируемые услуги. Доказательств обратного Обществом представлено не было.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что при оказании вышеперечисленных услуг Обществом в 2009-2011гг. применялись экономически необоснованные тарифы.

На заседании Комиссии представители ОАО  «Магаданэнерго» согласились с выявленными нарушениями, которые попадают под действие антимонопольного законодательства.    

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается злоупотребление хозяйствующего субъекта доминирующим положением на товарном рынке посредством установления, поддержания монопольно высоких цен на услуги, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление иных лиц. В результате применения монопольно высоких цен нарушены интересы неопределенного круга лиц – физических лиц.

В результате монополистической деятельности ОАО «Магаданэнерго» получен доход в 2009г. - 9735,52руб., в 2010г. - 29087,52руб., в 2011г. -93398руб.53коп.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частями 1-4статьи 41,частью 47.1,частью 1 статьи 49 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

РЕШИЛА:

1. Установить, что в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Магаданэнерго» занимало доминирующее положение в 2009-2011 годах в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области по услуге по подключению однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета с долей более 50%.

2. Установить, что в соответствии с частями 1, 5 статьи 5 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Магаданэнерго» занимало доминирующее положение в 2009-2011 годах в географических границах муниципальных образований «Город Магадан» (микрорайонов Пионерный, Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области по услуге электроснабжения с долей более 50%.

3.Признать действия ОАО «Магаданэнерго» по услугам: «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» (мкр.Пионерный), «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» в муниципальном образовании «Город Магадан» (микрорайонов Пригородный, Кедровый ключ, Дукча, Снежный), «Ольский район» (за исключением с. Тахтоямск, с. Ямск), «Хасынский район» (за исключением п. Атка, п. Талая), «Тенькинский район» (за исключением п. Мадаун), «Ягоднинский район», «Омсукчанский район», «Среднеканский район», «Сусуманский район» Магаданской области злоупотреблением доминирующим положением, нарушающими пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении, подержании монопольно высоких цен в 2009-2011гг. на услуги, результатом которых, являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

4.Выдать предписание ОАО «Магаданэнерго» о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий направленных  на обеспечение конкуренции и прекращении ущемления интересов иных лиц, для чего, в срок до 01 сентября 2012г.:

-установить тарифы на услугу: «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» в соответствие с экономически обоснованными затратами и прибылью при условии, что доходы и расходы на осуществление услуги исключены из необходимой выручки, представленной в регулирующий орган для установления регулируемых тарифов;

-перечислить до 15 августа 2012г в федеральный бюджет доход, полученный в результате применения монопольно высоких цен по услугам: «Подключение потребителей с однофазным электросчетчиком» (мкр.Пионерный), «Подключение потребителей с однофазным электросчетчиком» за период 2009-2011г.г.-132221,57руб. (без НДС), в т.ч.за 2009г.-9735,52руб., за 2010г. -29087,52руб. 2011г. -93398руб.53коп.

5.В связи с тем, что при рассмотрении дела выявлено  нарушение антимонопольного законодательства. Ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направить материалы дела настоящее решение должностному лицу управления для применения мер в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации   об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

07 августа 2012г

г. Магадан

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии Задорожного В.Г. – руководителя управления, членов Комиссии: Кашу Е.В.- главного специалиста-эксперта управления, Калининой Л.Б. – ведущего специалиста-эксперта управления, Стывриной К.Б.- ведущего специалиста-эксперта управления,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения от  09.08.2012 по делу №03-10/4-2012 о нарушении ОАО «Магаданэнерго» (ул. Советская, д.24, г.Магадан), пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО«Магаданэнерго» прекратить злоупотребление доминирующим положением и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции и прекращение ущемления интересов физических лиц, для чего:

1.В срок до 01сентября 2012г. установить тариф на услугу: «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» в соответствии с экономически обоснованными затратами и прибылью при условии, что доходы и расходы на осуществление услуги исключены из необходимой выручки, представленной в регулирующий орган для установления регулируемых тарифов;

2. В срок до 15 августа 2012г перечислить в федеральный бюджет (управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области, расчетный счет 40101810300000010001, код 16111690010016000140, КПП 490901001, БИК 044442001, ИНН4909053335, ОКАТО 44401000000; прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм  в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет) доход, полученный в результате применения монопольно высоких цен по услуге: «Подключение однофазных электрических счетчиков с приемкой в эксплуатацию (опломбированием) приборов учета» за период 2009-2011г.г.-132221,57руб. (без НДС), в т.ч.за 2009г.-9735,52руб., за 2010г. -29087,52руб. 2011г. -93398руб.53коп.

Документарные доказательства исполнения настоящего Предписания представить в адрес Магаданского УФАС России: по пункту 1 до 02 сентября 2012, по пункту 2 до 16 августа 2012г. 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 01-10/4-2012 [format] => [safe_value] => 01-10/4-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 35 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 35 [vid] => 6 [name] => ТЭК [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-07 03:22:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-07 03:22:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1353468502 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Магаданское УФАС России )